Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Почему, когда учат Тору, все говорят, а в читальном зале библиотеки просят соблюдать тишину?

Темы: Речь, Материя, Йешива, Изучение Торы, Рав Яков Шуб

Отложить Отложено

Недавно побывал с другом в Йерусалимской йешиве «Мир». Был поражен, столько людей одновременно изучают Тору. Это не сравнится ни с одним университетом! Но у меня возник вопрос: практически все учащиеся, даже когда они занимаются в одиночку, произносят слова вслух, иногда тихо, иногда нараспев, а иногда даже просто практически кричат. Что еще более странно: заметил, что это вовсе не мешает находящимся вокруг. Это интересно, тем более, если вспомнить студенческие годы, когда библиотекарша сразу делала замечание тому, кто хоть чуть-чуть повышал голос в читальном зале. Объясните, для чего это все-таки нужно: говорить вслух, когда изучаешь Тору?

Отвечает рав Яков Шуб

Большое спасибо, что обратились к нам. Действительно, Вы заметили интересный момент, ведь характерный гул — одно из основных внешних отличий бейт мидраша («дома учения») от читального зала библиотеки.

Чтобы объяснить это явление, давайте обратимся к словам легендарного пражского раввина Маараля. В своей книге «Нетивот Олам» (Нэтив а-Тора 4) он рассматривает вопрос: для чего необходимо произносить слова Торы во время изучения. Святая Тора является средством приближения к Творцу и позволяет человеку достичь совершенства. Совершенство достигается, когда слова Торы становятся как бы неотъемлемой частью человека. Очень тяжело добиться такого соединения, ведь Тора является высшей духовной субстанцией, а человеческое тело сугубо материально. Поэтому необходимо, чтобы материальное тело «участвовало» в изучении Торы, тогда у него появляется возможность соединиться с ней. Когда человек во время учебы проговаривает слова Торы, он добивается этого эффекта: его материальное тело соединяется с духовной Торой.

На более глубоком уровне это можно объяснить следующим образом. Тора говорит о создании человека так: «И создал… человека из праха земного, и вдунул в ноздри его дыхание жизни, и стал человек существом живым (живой душой)» (Берешит 2:7). Раши объясняет, что отличие «живой души» человека от души животных в том, что человек обладает сознанием и способностью говорить. Онкелос (автор классического комментирующего перевода Торы на арамейский язык, римлянин, принявший еврейскую веру) слова «живая душа» перевел как «говорящая душа». Иными словами, способность говорить является сущностью человека. Именно поэтому, когда человек «задействует» свою сущность при изучении Торы, святая Торы соединятся с ним и становится частью его сущности. Если не произносить ни слова во время учебы, изучать только на мысленном уровне, соединения не произойдет.

Более того, продолжает Маараль, когда человек проговаривает текст при изучении, материал лучше запоминается и «отпечатывается». И в этом нет ничего странного, ведь, как нам теперь понятно, изученное становится частью человека. Интересно, что это явление, описанное Мааралем более 500 лет назад, отмечается и современной педагогикой.

Именно поэтому при изучении Торы стараются проговаривать то, что учат. Некоторые привыкли проговаривать слова Торы не только при чтении, но и при обдумывании. Например, Рав Элияшив, который, как известно, большую часть времени учился в одиночестве, постоянно проговаривал свои мысли, задавая себе вопросы и отвечая на них. Тот, кто не знал этого, мог подумать, что он учится не один. Другие стараются произносить слова Торы хотя бы при чтении и ознакомлении с материалом, но обдумывают изученное молча.

Тому, кто делает первые шаги в изучении Торы, не обязательно стараться во всем копировать окружающих, не обязательно читать нараспев или кричать, но важно постараться понять, какой способ подходит для него лично.

Желаем Вам дальнейших успехов в изучении Торы.

С уважением, Яков Шуб

Материалы по теме


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Ступень, на которую Тора может возвысить человека. Ваешев

«Оцарот»

Когда позорят и унижают человека — словно убивают его