Темы: Ногти, Суббота, Каббала, Авдала, Тума, Рав Меир Мучник, Адам
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте! Для чего Творец создал ногти на теле человека, и для чего они растут (ведь могли бы восстанавливаться, не вырастая)? Благодарю!
Здравствуйте!
Ногти — это весьма интересная тема, для понимания которой надо вернуться к самому началу истории человека и его тела.
Как известно, в Торе сказано, что до греха Адам и Хава «были нагими и не стыдились» (Берешит 2:25), а после греха «узнали, что наги они» (там же 3:7), и Б-г им сделал «одежды кожаные» (3:21).
По словам мудрецов (Мидраш Раба 20:29), выражение котнот ор (כותנות עור) — «одежды кожаные», может также читаться с заменой буквы аин на алеф. Звучать будет примерно так же, но означать будет буквально «одежды из света». А Зоар вводит еще одно выражение: левушей ципорэн — буквально «одежды из ногтя». Как все это понимать?
Объясняет Мидраш (Пиркей де-раби Элиэзер 14): это намек на то, каким на самом деле было тело Адама до греха. Хотя у Адама не было одежды, его тело вовсе не было «голым» и «обнаженным», то есть лишенным покрытия. Ибо само тело было другим. Оно было целиком покрыто «ногтевым» слоем, гладким и сияющим. В таком виде ему и не нужна была одежда.
Ведь цель одежды — обеспечить гармоничное взаимодействие человека с окружающим его миром, правильное соприкосновение с ним, адаптацию. Само по себе тело уязвимо, а также воспринимается как низменное и не передает внутреннюю суть человека. Поэтому нужна одежда — дополнительная оболочка, которая устраняет эту «нестыковку» с миром: и защищает человека, и выражает его возвышенную сущность. Но до греха твердая и сияющая оболочка тела сама хорошо защищала его и выражала сущность его души. Поэтому она и была «одеждой» человека. То есть на том уровне тело полностью справлялось со своей ролью оболочки души и само служило человеку «одеждой». И не было нужды в какой-то дополнительной, внешней, искусственной одежде. (Как кожа, шерсть или чешуя животных вполне служит им «одеждой», и они не воспринимаются как «голые»).
Но в результате греха человек оказался на значительно более низком уровне, и та сияющая «одежда» превратилась в обыкновенную кожу, которая уже не является в достаточной мере «одеждой». А от изначальной оболочки остались лишь ногти (да и те, наверное, уже не в прежнем сияющем виде).
Таким образом, Б-г вовсе не создал специально ногти на руках и ногах, а наоборот, изначально создал человека полностью покрытым «роговыми пластинками», а потом оставил их только на руках и ногах, как напоминание об изначальном состоянии человека и его утрате.
С этим же событием связан и рост ногтей. Чтобы понять это, надо рассмотреть пару законов о ногтях.
С одной стороны, в пятницу, перед наступлением субботы ногти (если надо) стригут. Ибо, по словам мудрецов, ногти ассоциируются с нечистотой, и ее удаляют для того, чтобы встретить святую субботу в чистоте.
Но, с другой стороны, когда кончается суббота и наступают будни, мы проводим церемонию Авдала: зажигаем, свечу, произносим благословение на ее свет (борэ меорэй а-эш) и смотрим на освещенные им ногти. Почему именно ногти? Мудрецы говорят (Рабейну Йона, Мишна Брура 298:3): потому, что ногти постоянно растут, и это символизирует благословение и процветание; мы надеемся, что их принесет наступающая неделя.
Так что же все-таки символизируют ногти: нечистоту, которую следует удалить, или процветание, которое, наоборот, следует благословлять и «притягивать»?
Будучи остатком изначальной оболочки человека, ногти символизируют то, что произошло с ним в результате греха. Изначально он был совершенно святым и чистым, и зло существовало только вовне. Но в результате греха зло примешалось к самой его душе, и теперь ему необходимо постоянно бороться с этим злом. По возможности — превращать в добро, а если не получается — отсекать и выбрасывать наружу.
Большинство человеческих качеств являются положительными, когда они проявляются умеренно и остаются внутри определенных рамок. Если же они выходят за рамки, то становятся крайностями и превращаются из достоинств в недостатки. Человеку следует развивать в себе доброту и мягкость, но если он зайдет в этом слишком далеко, то мягкость превратится во вседозволенность. Надо стремиться к дисциплине, но, если зайти слишком далеко, дисциплинированность превратится в жесткость и бессердечие. Поэтому надо постоянно балансировать: развивать положительные качества, но бороться с их крайними проявлениями. И те недостатки, что есть, пытаться превратить в достоинства, используя их для служения Б-гу. А если это невозможно, отсекать и искоренять их.
Это и символизируют ногти. У ногтя две части: внутренняя, вплотную прилегающая к ногтевому ложу, и внешняя, вырастающая за его пределы. Внутренняя символизирует изначальную чистоту и святость «ногтевой» оболочки человека, когда все его качества были умеренными и положительными. Их надо развивать и благословлять рост ногтей. Но чрезмерный рост символизирует превращение достоинств в недостатки. Под длинные ногти может забиваться грязь. Яркий свет (который изначально излучала «ногтевая» оболочка человека) освещает какую-то часть наружной тьмы, но, с другой стороны, оттуда слетаются насекомые и «облепляют» его. Поэтому слишком длинные ногти следует удалять.
И все — в свое время. Суббота — это день святости и чистоты, напоминающей о той, что существовала изначально, до греха Адама. Мы хотим вновь окунуться в ту атмосферу и очиститься от «грязи», «прилипшей» к нам в будничной жизни в этом мире. Поэтому мы состригаем чрезмерно выросшие ногти. Но по окончании субботы нам все-таки следует возвратиться из святой атмосферы в будничную и, почерпнув вдохновение в субботе, стремиться освятить свою жизнь и в будни, добиваясь успеха в каждодневной деятельности. Поэтому мы смотрим на ногти, которые символизируют рост и возможность выхода некоторой части святости «наружу».
Но только — если ногти освещает огонь свечи. По словам мудрецов, в результате греха Адама изначальный Б-жественный свет, наполнявший мир, перестал светить, и по окончании субботы стемнело. Но Б-г смилостивился над человеком и дал ему огонь, чтобы у него была возможность бороться с тьмой. Огонь освещает, но и сжигает. Если зло необходимо устранить, то лучший способ — сжечь его. Как, например, хамец перед Песахом. И состриженные ногти, согласно Талмуду (Моэд Катан 18а), тоже лучше всего сжечь. Поэтому на церемонии Авдала, знаменующей окончание субботы и наступление относительной «тьмы» будней, мы зажигаем свечу, напоминающую о данном человеку огне, и освещаем ее светом ногти: стремимся к росту, но готовы к борьбе с тьмой и крайностями, с которыми встретимся в процессе этого роста. По возможности, осветим тьму и превратим недостатки в достоинства. А что не получится — удалим перед наступлением следующей субботы и сожжем.
С уважением, Меир Мучник
Рав Бенцион Зильбер
Я несколько лет делала в салоне красоты маникюр и наращивала ногти акрилом или гелем
Рав Элияу Левин,
из цикла «Шаббат. Законы Субботы»
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Танах — это не только история. Это книга о настоящем и будущем. Каждый может увидеть себя в той или иной ситуации, изложенной Танахом.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Заповедь соблюдать субботу
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Почему Всевышний дал заповедь остерегаться ритуальной нечистоты? Гармония как цель жизни.
Рав Реувен Куклин
А что делать с волосами после стрижки?
Рахель Эстер
Изделие из серебра для хранения благовонных веществ. До Авдалы ничего не едят и не пьют. После нее принято устраивать трапезу — «проводы царицы (субботы), мелаве малка ».
Рав Реувен Куклин
Как тайная часть Торы соотносится с остальными её частями?
Рав Меир Мучник
Какого успеха помогает достичь Тора?
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Царица Суббота»
Почему нельзя включать или гасить свет в Субботу? Разве это тяжелая работа?
Рав Реувен Куклин
Почему некашерная пища вредит здоровью еврея?
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Берл Набутовский
Рав Меир Мучник
Таков был план Творца?
Рав Овадья Климовский
В чем, собственно, вина фараона???
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Реувен Куклин
Зачем же в священной Торе написано именно так?
Рав Реувен Куклин
Каким венерическим заболеванием был поражён фараон?
Рав Овадья Климовский
Какие варианты были у Авраама?
Рав Яков Шуб
Есть ли с точки зрения Торы какие-то предпочтения, где жить? Как быть, если жених и невеста живут в разных странах и ни один из них не хочет переезжать? Чем руководствоваться при выборе места жительства?
Рав Меир Мучник
Почему Авраам скорбел по Саре и оплакивал ее?
Рав Йегуда Брум
Сара прожила 127 лет и Ахашверош правил 127 странами, есть ли между этими вещами связь?
Рав Овадья Климовский
Женщина, понравившаяся фараону, рисковала овдоветь в одночасье?