Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Духовная жизнь в Эрец Исраэль. Эзра-спаситель. Народное собрание. Миссия Нехемии.

Духовная жизнь в Эрец Исраэль

Второй Храм уже стоял в Иерусалиме во всем своем великолепии, но духовные ценности еврейского народа были преданы забвению. На смену первому поколению переселенцев из Вавилона пришло новое поколение, лишенное вождей, которые указали бы евреям путь, по которому следовало идти. Многие котим пренебрегали своими обязанностями и не следили за исполнением всех заповедей Торы и соблюдением законов о святости Храма. Кроме того, они не препятствовали смешанным бракам. Рожденные от этих браков дети не исполняли заповедей, указанных Торой, и оказывали дурное влияние на детей, растущих в еврейских семьях.

Таким образом в Израиле появилось новое поколение, живущее без Торы и ее заповедей, и произошло смешение пришедших из галута евреев с местным населением. Смятение Б-гобоязненных людей не знало границ, и они задавали себе один и тот же вопрос: неужели народ Израиля растворится среди других народов и исчезнет?

Эзра-спаситель

Избавление пришло из Вавилона. Проживавшие там евреи крепко держались Святой Торы и ее заповедей. Барух бен Нерья, ученик пророка Ирмияу, способствовал распространению Учения, и в этом ему неустанно помогал преданный Эзра бен Серайя Акоэн, который посвятил свою жизнь изучению и разъяснению Торы. Персидский царь Ахашверош II был очень благосклонен к еврейскому ученому, которого называл «знатоком Б-жественной Торы, полученной с Небес».

Эзра понимал трагичность положения в Эрец Исраэль Но он не хотел покидать своего престарелого учителя. Однако сразу же после его смерти Эзра решил переселиться на родину. Царь Ахашверош II позволил ему отправиться в далекий путь и взять с собой всех, кто пожелает его сопровождать. Царь разрешил Эзре собрать среди вавилонских евреев пожертвования на Иерусалимский Храм. Он также повелел всем своим подданным оказывать Эзре помощь, в том числе в назначении судей и судопроизводстве по законам Торы. Дорога в Израиль была долгой и трудной, чреватой многими опасностями, но Эзра не попросил царя дать ему в сопровождение воинов и конников, сказав:

Рука Б-га нашего надо всеми, обратившимися к нему, на благо им, а мощь Его и гнев Его — надо всеми, кто оставляет его.

(Эзра 8:22)

Народное собрание

Вместе с Эзрой в долгий путь отправились тысяча пятьсот человек, в том числе женщины и дети. После четырехмесячного утомительного пути в начале месяца ава караван прибыл в Иерусалим. Объезжая страну, Эзра понял, что большинство ее жителей ведет языческий образ жизни, разлагавший их души. Смешанные браки стали нормой не только среди простонародья, но и в семьях высоких сановников.

Эзра принялся за дело. Он упорно учил народ и возвращал его на пути Торы. Эзра говорил с евреями об окружающем их беззаконии. Он решился на трудный шаг, потребовав, чтобы мужчины, взявшие нееврейских жен, расторгли свои браки. 20 кислева все население Иерусалима собралось на площади перед Храмом и, выслушав этот декрет, обещало выполнить его. До начала месяца нисана все нееврейские жены были отосланы в их родные края.

Но прошло какое-то время, и изгнанные жены понемногу стали возвращаться обратно. Вернулись жены нескольких министров и коэнов, которые, поддавшись давлению многочисленного собрания, приняли суровое решение, а потом пожалели о случившемся.

Тем временем, взаимоотношения с соседними народами, которые чувствовали себя оскорбленными, получив назад женщин, бывших замужем за евреями, начали ухудшаться. А Иерусалим тогда не был окружен крепостной стеной, и враги могли беспрепятственно проникать в город и нападать на его граждан.

Миссия Нехемии

Помощь снова пришла из Вавилона. Через тринадцать лет после возвращения Эзры в Иерусалим у него появился влиятельный сторонник — Нехемия бен Хахлия, один из министров в правительстве Ахашвероша. Узнав о тяжелом положении в Эрец Исраэль, Нехемия попросил Ахашвероша отпустить его в Иерусалим, чтобы отстроить город и окружить его крепостной стеной. Царь не только выполнил просьбу своего любимца, но и назначил его наместником Иудеи. Он дал ему несколько писем на имя высших сирийских чиновников, обязывая их помочь Нехемии необходимым строительным материалом.

Нехемия знал, что вожди самаритян, амонитян и других народов будут противодействовать ему, поэтому был очень осторожен и никому, кроме самых близких друзей, не рассказывал о своих планах. Однажды ночью с группой приближенных Нехемия обошел город, чтобы спланировать, как лучше построить крепостную стену. Сподвижники Нехемии приняли его план, они понимали, что только мощная крепостная стена может защитить город от набегов враждебных соседей. Каждому из своих преданных сторонников Нехемия поручил возвести строго определенный кусок крепостной стены.

Вначале вожди враждебно настроенных племен издевались и насмехались над евреями, не веря в успех их затеи, но потом, увидев, что стена неуклонно растет, объединились и поклялись уничтожить строителей. Но Нехемия и его сторонники не испугались. Нехемия разделил своих сподвижников на две группы: одна занималась строительством, а вторая, вооруженная мечами, охраняла их. Если строители видели, что к стене приближались враги, они трубили в шофар, и тогда защитники сбегались к ним на помощь. Нехемия и его друзья не знали ни сна, ни отдыха до самого конца строительства — ночью они охраняли город, а днем возводили стены и укрепления.

Чтобы помешать строительству, отступники из колен Йеуды и Биньямина прибегли к испытанному способу — клевете. Они говорили: «Нехемия замышляет мятеж, он хочет сбросить персидского царя и самому стать правителем Иудеи». Клеветники нашли единомышленников и среди ренегатов в самом Иерусалиме, но Нехемия, будучи человеком мужественным, не позволил им помешать святому делу и довел его до конца.

Через пятьдесят два дня было закончено возведение стены, окружающей Иерусалим, и город превратился в мощную крепость. Охрану городских ворот Нехемия поручил преданным ему людям. Опасность со стороны врагов Израиля перестала угрожать евреям, и Нехемия смог теперь приступить к духовному возрождению своего народа, обучая его Торе.

Заключение договора

В канун Рош ашана весь народ собрался в Иерусалиме. Эзра читал и объяснял собравшимся законы Торы. Услышав слова Творца и Его заповеди, которые они не выполняли, евреи осознали как далеко они отступили. По окончании осенних праздников, 24-го тишрей евреи снова собрались перед Храмом и громогласно покаялись в своих грехах. После этого был заключен договор о строгом соблюдении законов Торы. Присутствующие поклялись исполнять все заповеди Торы и подписались под этой клятвой.

Самые важные обязательства договора: не родниться с окружающими народностями, соблюдать святость шабата, не засевать поля в седьмой год (год шмиты) и не угнетать бедных. (По прибытии в Иерусалим Нехемия узнал, что некоторые еврейские богачи занимались ростовщичеством и забирали у бедняков поля и виноградники в счет долга.)

Эзра и Нехемия навели также порядок в самом Храме. Снова стали действовать правила отделения десятины от урожая и других приношений в пользу коэнов и левитов. Нехемия и Эзра постановили, что в городе поселится десятая часть бывших изгнанников. Но главной их задачей стало распространение Торы среди всего народа. В частности, были расширены постановления Моше Рабейну относительно чтения Торы. С тех пор и поныне Тору читают не только в шабат, но и в понедельник и четверг.

Совместными усилиями Эзра и Нехемия добились политического и духовного возрождения страны.

Взлеты и падения

Двенадцать лет Нехемия был наместником Иудеи. Когда он вернулся ко двору царя Ахашвероша жизнь, налаженная им в Иерусалиме, снова пришла в упадок. С разрешения царя Нехемия возвратился в Иудею и обнаружил, что не только простой народ, но и коэны и левиты снова отошли от Торы. Так, Эльяшив Акоэн осмелился предоставить в распоряжение амонитянина Тувьи часть святого Храма. Большинство евреев перестали соблюдать шабат, отделять десятину и продолжали родниться с окрестными племенами. Их дети не знали иврита и говорили на местных наречиях.

Первым делом Нехемия очистил территорию Храма, выбросив оттуда амонитянина Тувью со всем его имуществом. Затем он изгнал из Иерусалима внука Эльяшива Акоэна, женатого на нееврейке, и приказал евреям, вступившим в смешанные браки, выслать из Иерусалима своих иноплеменных мужей и жен. Что же касается святости шабата, то он принял строгие меры для соблюдения этой важнейшей заповеди не только в Иерусалиме, но и на территории всей Иудеи.

Таким образом, Эзре и Нехемии в конце концов удалось привить народу уважение к Торе и ее заповедям и заставить его блюсти чистоту еврейской семьи и соблюдать святой шабат. Эти основы еврейской жизни стали законом для всех евреев, проживавших в Иудее.

Окружавшие Эрец Исраэль народы сотни лет поклонялись различным божествам. Эзре и Нехемии удалось также навсегда искоренить влияние чужих религий на свой народ — тех самых религий, которые в свое время привели к разрушению Первого Храма.

Посмотреть книгу Эзра, посмотреть книгу Нехемия

Печатается с разрешения издательства «Швут Ами»


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваешев

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Все сыновья Яакова жили рядом с ним

Мидраш рассказывает. Недельная глава Микец 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Почему рассказ о Йосефе прервался рассказом о рождении сыновей Йеуды

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Родители не должны ставить никого из детей в привилегированное положение. Ваешев

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.

Почему Яаков погрузился в такой глубокий траур из-за Йосефа

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»