Темы: Суббота, Рав Яков Шуб, Варка
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте! Хотелось бы уточнить запреты «варки после варки» в Шабат. Можно ли разогревать сухую пищу, например, блинчики с мясом, положив их в сковородку и поставив сковороду на плату? Заранее большое спасибо! Н.
Уважаемая Н.,
Большое спасибо, что обратились к нам. Если блинчики с мясом были полностью готовы к употреблению в пищу до субботы, на них не распространяется запрет варки, однако разогреть их в субботу на плате можно будет только определенным способом, о чем мы расскажем ниже.
Чтобы ответить на Ваш вопрос, необходимо разобраться в двух темах:
1. Распространяется ли запрет варки на блинчики с мясом?
2. Даже если на блинчики запрет варки не распространяется, разрешено ли положить их на электрическую плату в субботу?
Давайте попробуем вкратце разобрать эти вопросы.
1. Одной из 39 работ, запрещенных Торой в субботу, является варка. Однако этот запрет не распространяется на продукты, которые уже были полностью готовы к употреблению в пищу до субботы. Иными словами, можно сказать, что нет запрета «варки после варки».
Важно отметить, что это правило распространяется только на сухие продукты. Причина в том, что последующая варка не оказывает значительного положительного влияния на такой продукт, ведь, как упоминалось выше, речь идет о продукте, который был полностью готов к употреблению до субботы. Поэтому здесь нет нарушения запрета варки — и разрешено разогреть сухой продукт в субботу, даже если он полностью остыл.
Можно ли разогревать в субботу жидкий или содержащий жидкость продукт, который полностью остыл? По этому вопросу мнения ришоним (комментаторов Талмуда 10-15 веков) разделились. В конечном счете закон устанавливается согласно следующему мнению: на жидкие продукты распространяется запрет «варки после варки». Причина в том, что для жидких продуктов, в отличие от сухих, температура очень важна. Поэтому, когда жидкость остыла, считается, что воздействие первой варки полностью прекратилось, а разогревать ее снова в субботу — равносильно новой варке.
Поэтому в субботу нельзя будет разогреть, например, остывший суп, жидкий чолнт и т.п. — это будет считаться варкой. По мнению Шулхан Аруха (Орах Хаим 318:4) запрет вступает в силу с того момента, как температура жидкости опускается ниже йад соледет бо (температура, когда рука при прикосновении непроизвольно отдергивается). По мнению Рамо запрет вступает в силу, если жидкость остыла полностью (т.е. ее уже не будут употреблять в пищу как горячую).
Получается, что, поскольку блинчики с мясом считаются сухим продуктом, с точки зрения варки нет проблемы разогреть их в субботу, если они были полностью готовы до субботы.
2. Даже блинчики, на которые, как мы выяснили, не распространяется запрет варки, можно разогревать в субботу только разрешенным способом.
Проблема заключается в том, что мудрецы запретили помещать на огонь (даже покрытый) пищу, которая не находилась на огне в субботу, даже если она была полностью сварена до субботы и на нее не распространяется запрет варки из Торы. Мудрецы запретили это по следующей причине. Когда человек, например, достает в субботу из холодильника еду и ставит ее на огонь, это похоже на варку (михзей ке-мевашель). Поэтому мудрецы опасались: в конечном счете это может привести к тому, что человек начнет в субботу ставить на огонь не только сваренные сухие продукты, на которые, как сказано выше, не распространяется запрет варки, но и не сваренные продукты, что приведет к нарушению запрета Торы — запрета варить в субботу.
Чтобы избежать нарушения этого запрета мудрецов и разогреть блинчики в субботу, существует два способа:
1. Положить блинчики на кастрюлю с едой, которая стоит на огне, или на крышку горячего субботнего чайника (Шулхан Арух 253:5). Поскольку таким способом люди обычно не варят пищу, это не похоже на варку и не будет нарушением запрета мудрецов (михзей ке-мевашель).
2. Некоторые галахисты разрешают положить блинчики на перевернутую пустую кастрюлю, тарелку или алюминиевый поддон, которые находятся на плате (Шмират Шабат ке-Илхата, новое издание, 1:44). Электрическая плата в данном случае является покрытым огнем (гаруф вэ-катум), а перевернутая кастрюля решает проблему «сходства с варкой» (михзей ке-мевашель): поскольку таким способом люди обычно не варят, это не напоминает варку.
Итак, блинчики с мясом можно разогревать в субботу одним из указанных способов.
С уважением, Яков Шуб
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Заповедь соблюдать субботу
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Царица Суббота»
Почему нельзя включать или гасить свет в Субботу? Разве это тяжелая работа?
Рав Моше Пантелят
Что я могу делать в субботу, а чего делать нельзя?
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Суббота»
Рав Яков Шуб
В конце дней людям тоже придется ходить на работу?
Рав Яков Шуб
Говорят, она остается некоторое время на земле. Это правда или вымысел?
Рав Яков Шуб
Допустима ли ложь, если она не приносит вреда?
Рав Яков Шуб
О каких методах защиты авторских прав сказано в еврейских источников
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его