Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Какие благословения нужно будет произнести, когда придет Машиах?

Темы: Машиах, Благословения, Рав Яков Шуб

Отложить Отложено

Уважаемые раввины, слышал на уроке от одного лектора, что есть специальные благословения, которые нужно будет говорить, когда придет Машиях. Никогда об этом не слышал прежде. Можете рассказать об этом подробнее?

Отвечает рав Яков Шуб

Большое спасибо за Ваш вопрос. К сожалению, по этому вопросу действительно нет большого количества информации. Но давайте все-таки попробуем разобраться, о чем идет речь.

1. Во-первых, как нам известно из слов Рамбама (Мишнэ Тора, «Законы о царях и о войне», гл.12), Машиах будет потомком царя Давида и восстановит еврейскую монархию в Земле Израиля. В Талмуде (Брахот 58а) приводится благословение, которое следует произносить, когда видишь еврейского царя. Соответственно, поскольку Машиах будет также и еврейским царем, увидев его, надо будет произнести следующее благословение:

ברוך אתה ד' אלוקינו מלך העולם, שחלק מכבודו ליראיו.

(Барух Ата а-Шем Элокейну Мелех а-олам, Ше-халак ми-Кводо лэ-йирэав).

«Благословен Ты, Господь, Б-г наш, Царь вселенной, Который наделил частью Славы Своей трепещущих перед Ним».

2. Во-вторых, нам также известно, что Машиах будет выдающимся мудрецом Торы, будет обучать еврейский народ и вернет его к соблюдению заповедей. Там же в Талмуде приводится специальное благословение, которое нужно произносить, когда видишь выдающегося мудреца Торы. Соответственно, поскольку Машиах будет мудрецом Торы, при виде его надо будет произнести следующее благословение:

ברוך אתה ד' אלוקינו מלך העולם, שלחק מחכמתו ליראיו.

(Барух Ата а-Шем Элокейну Мелех а-олам, ше-халак ми-хохмато лэ-йирэав).

«Благословен Ты, Господь, Б-г наш, Царь вселенной, Который наделил частью мудрости Своей трепещущих перед Ним».

3. Кроме того, Талмуд (Брахот 54а) также упоминает особое благословение, которое следует произносить, когда видишь 600 тысяч евреев вместе:

ברוך אתה ד' אלוקינו מלך העולם, חכם הרזים.

(Барух Ата а-Шем Элокейну Мелех а-олам, Хахам а-разим).

«Благословен Ты, Господь, Б-г наш, Царь вселенный, Знающий сокрытое».

Смысл данного благословения заключается в следующем. Всевышний создал столько разных людей, которые выглядят по-разному и мыслят по-разному, и только Он Сам в Своей бесконечной мудрости знает, что на сердце у каждого из них.

Можно предположить, что, когда придет Машиах, все евреи бросятся встречать его и вполне возможно, что там будет шестьсот тысяч евреев. И тогда надо будет произнести это благословение.

Отметим, это последние благословение следует произнести, когда видишь шестьсот тысяч евреев, а, чтобы произнести два предыдущих благословения, необходимо видеть самого Машиаха.

Интересно, что последний раз третье благословение было произнесено во время так называемой «Демонстрации миллиона», которая проходила несколько лет назад на въезде в Йерусалим. Тогда религиозные евреи выступили против санкций, которые предыдущее правительство ввело против учащихся йешив. По оценкам полиции там было достаточно людей, чтобы произнести благословение Хахам а-разим, и Рав Барух Эзрахи, глава йешивы «Атэрет Исраэль», который находился на трибуне и видел всех этих людей, произнес его.

4. Кроме того, в респонсе Рава Шломо-Залмана Ойербаха (Минхат Шломо 1:91:27) упоминается еще одно благословение, которое надо будет произнести при виде Машиаха:

ברוך אתה ד' אלוקינו מלך העולם, שהחינו וקימנו והגיענו לזמן הזה.

(Барух Ата а-Шем Элокейну Мелех а-олам, Ше-эхейану вэ-кийману ве-игиану ла-зман а-зэ).

«Благословен Ты, Господь, Б-г наш, Царь Вселенной, Который даровал нам жизнь, и поддержал нас, и дал нам дожить до времени этого».

В определенных ситуациях это благословение заменяют другим:

ברוך אתה ד' אלוקינו מלך העולם, הטוב והמטיב.

(Барух Ата а-Шем Элокейну Мелех а-олам, а-Тов вэ-а-Мейтив).

«Благословен Ты, Господь, Б-г наш, Царь вселенной, Который добр и творит добро»

Если человек слышит радостную весть или делает серьезное приобретение, которые важны только ему самому, следует произнести благословение Ше-эхейану (Шулхан Арух, Орах Хаим 222:1). А если эта весть или приобретение будут полезны и для других, надо произнести благословение А-Тов вэ-а-Мейтив, об этом мы уже писали.

Вполне вероятно, что при виде Машиаха можно будет произнести оба эти благословения. Ведь понятно, что его приход повлияет на жизнь всех евреев, а это может быть основанием произнести благословение А-Тов вэ-а-Мейтив.

С другой стороны, увидев самого Машиаха, человек, несомненно, будет рад, и это может быть основанием произнести благословение Ше-эхейану. Похожий закон мы находим в Мишне Бруре (223:2). Там сказано, что, увидев новорожденную дочь, отец должен произнести благословение Ше-эхейану. Так же, как человек, который не видел своего товарища в течение тридцати дней, рад снова его видеть и поэтому произносит Ше-эхейану.

5. Известный сефардский галахичесий авторитет Рав Хаим Фаладжи (19 в., Измир, Турция) в своем респонсе (Лев Хаим 2:42) упоминает еще одно благословение, которое нужно будет произнести, когда придет Машиах, который освободит еврейский народ из изгнания.

ברוך אתה ד' אלוקינו מלך העולם, גואל ישראל.

(Барух Ата а-Шем Элокейну Мелех а-олам, Гоаль Исраэль).

«Благословен Ты, Господь, Б-г наш, Царь вселенной, Избавляющий евреев из изгнания».

Это благословение мы произносим, рассказывая Пасхальную Агаду, когда благодарим Всевышнего за чудесное освобождение из египетского рабства.

Отметим, что наши мудрецы с нетерпением ждали и жили ожиданием прихода Машиаха. Рассказывают, что у Хофец Хаима была специальная праздничная одежда, которую он хранил, чтобы надеть, когда придет Машиах.

О раве Яакове Каменецком, одном из ведущих раввинов Америки, рассказывают, что однажды он был в летнем лагере с йешивой. Один из парней игрался с шофаром и стал трубить в него. Через несколько минут, к своему удивлению, учащиеся йешивы увидели своего учителя рава Яакова Каменецкого, который, одел субботние одежды и выбежал на улицу, поскольку посчитал, что это звуки шофара, возвещающие приход Машиаха.

В любом случае нам остается только молиться, чтобы поскорее Всевышний дал нам возможность применить эти знания на практике.

С уважением, Яков Шуб

Материалы по теме


Ишмаэля, старшего сына Авраама, Тора называет «диким человеком» («пэрэ адам»). Многие считают, что взаимоотношения между Ишмаэлем и Ицхаком, младшим сыном и наследником Авраама, наложили свой отпечаток и на все последующие отношения между евреями — потомками Ицхака — и ишмаэльтянами, то есть арабскими народами. Читать дальше