Темы: Благословения, Бейн аМецарим, Рав Яков Шуб, Траур по Храму, Благословение Шеэхеяну
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныУважаемые раввины, можно ли сейчас, в эти три траурные недели с 17 Тамуза по 9 Ава, купить автомобиль?
Здравствуйте!
Большое спасибо, что обратились к нам.
Ответ на Ваш вопрос зависит от того, какой автомобиль Вы собираетесь приобрести.
Объясним, что имеется в виду. В течение этих трех недель мы избегаем произносить благословение Шеэхеяну («Благословен Ты, Г-сподь, Царь вселенной, Который даровал нам жизнь, поддерживал ее в нас и дал дожить до времени этого»), Шулхан Арух, Орах Хаим 551:17. Дело в том, что это благословение выражает радость и благодарность Всевышнему за то, что Он позволил нам дожить до этого «особого» времени. Но в это время мы скорбим о разрушенном Храме, поэтому тяжело назвать его «особым», радостным временем. Соответственно и благословение Шеэхеяну стараются не произносить.
А поскольку всякий раз, когда мы приобретаем дорогие «солидные» предметы, посуду или одежду, необходимо произносить благословение Шеэхеяну, покупка автомобиля может оказаться проблематичной. Ведь при его покупке также надо произносить это благословение (Шулхан Арух 223:3).
Однако не всегда, приобретая автомобиль, необходимо произносить именно это благословение. Если человек покупает какой-то предмет, который будут использовать и другие люди, он произносит А-Тов вэ-а-Мейтив («Благословен… Благой и Творящий благо»), Шулхан Арух, Орах Хаим 223:4. Это благодарность Всевышнему за добро, которое Он сделал не только нам, но и другим людям. Соответственно, если человек покупает автомобиль не только для себя, но и для других членов семьи, он произносит благословение А-Тов вэ-а-Мейтив.
Теперь снова вернемся к законам «трех недель». Как было сказано выше, в это время стараются избегать произносить Шеэхеяну. Один из комментаторов Шулхан Аруха, автор комментария Маген Авраам (551:42), объясняет: проблема не в том, что покупатель соблюдает законы траура, а в самой формулировке благословения — невозможно выражать радость по поводу того, что мы дожили до этого «особенного» времени.
Этот комментарий имеет непосредственное отношение к нашему вопросу. Если бы человек в это время соблюдал законы траура, ему вообще нельзя было бы покупать автомобиль. А если проблема заключается только в формулировке благословения, значит, нельзя покупать только такой автомобиль, на который произносят Шеэхеяну.
Получается, если человек приобретает автомобиль только для себя, например, двухместный кабриолет — чтобы производить впечатление на окружающих, он должен произнести благословение Шеэхеяну. И, соответственно, такой автомобиль нельзя будет покупать в период с 17 Тамуза по 9 Ава.
А вот если он покупает семейный автомобиль, которым будут пользоваться все члены семьи, ему следует произнести А-Тов вэ-а-Мейтив. Соответственно, такой автомобиль разрешено купить в этот период (респонс Игрот Моше, Орах Хаим 3:80).
Однако в период с начала месяца Ав до 9 Ава нельзя покупать любые автомобили, т.к. в это время не принято заключать торговые сделки, связанные с радостью (Шулхан Арух, Орах Хаим 551:2, Шаарей Циюн 551:13).
С уважением, Яков Шуб
Читайте: Законы траура по Храму и Иерусалиму
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Исток»
Толдот Йешурун
В преддверии поста 10 Тевета важно вспомнить основные детали траура по разрушенному Храму и законов, связанных со святостью Западной стены (Стены Плача). Десятого тевета войска Царя Вавилона Навуходоносора начали осаду Иерусалима, которая привела, в конце концов, к разрушению Первого Храма и вавилонскому изгнанию. С разрушением Первого храма мы потеряли великие духовные ценности, которыми народ был благословлён в то время, и потеря их чувствуется во всех поколениях. На десятое тевета распространяются все законы установленных постов: запрет есть и пить с момента появления первого света (амуд ашахар) до появления звёзд, молитвы «слихот», чтение Торы, добавление молитвы «Анену» в шмоне эсре
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Пять трагических событий произошли 17-го Тамуза
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух
Рав Лейб-Нахман Злотник,
из цикла «Законы периода 17 Тамуза—9 Ава»
Законы траура, которые начинают соблюдать с 17 тамуза
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Поскольку в Ту би-Шват принято есть много разных плодов, следует внимательно изучить правила, согласно которым мы благословляем плоды до и после еды.
Рав Яков Шуб
Говорят, она остается некоторое время на земле. Это правда или вымысел?
Рав Реувен Куклин
«Благословен ТЫ…, освятивший нас ЕГО заповедями»?
Рав Яков Шуб
В конце дней людям тоже придется ходить на работу?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Обычаи и законы траурного дня
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его