Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Я уверена, что с маминой душой что-то произошло именно в момент переливания чужой крови...

Темы: Тора и наука, Душа, Медицина, Кровь, Забота о здоровье, Рав Мендель Агранович

Отложить Отложено

Уважаемые раввины!

Мой вопрос о последствиях переливания крови. Моей маме по медицинским показаниям несколько лет назад доливали некоторые фракции крови из консервов. 2 раза все проходило нормально, а после третьего я заметила, что её поведение стало необычным. Ушло то глубокое сопереживание близким, которое было так для нее характерно, навсегда ушли слезы, потом ушла мудрость, потом скромность… Наступила деменция. Конечно, я молюсь о маме, о её выздоровлении, это же делает и община. Но мне почему-то думается, что это не обычное старческое заболевание, при котором врачи обычно разводят руками и могут только облегчить симптомы. Я уверена, что с маминой душой что-то произошло именно в момент переливания чужой крови, вот только можно ли исправить это вмешательство? Н.

Отвечает рав Мендель Агранович

Уважаемая Н.!

Ваш покорный слуга, мягко говоря, отнюдь не уверен в том, о чем Вы пишете «я уверена». Ведь если это сделали по объективным медицинским показаниям, то это правильно также и по Торе.

Вы можете спросить: ведь в крови — душа, так написано в Торе?

Но там употреблено слово нэфеш — это не душа в нашем понимании, а больше «животная душа» — субстанция, ответственная за непосредственное функционирование организма, она есть и у животных, и у человека.

В принципе, наши мудрецы в Мидраш Рабба (Берешит 14:11), книге Зоар, а также рав Мойше-Хаим Луццатто в книге «Путь Творца» (3, 1) дают подробное определение всем частям души. И в книге Нэфеш а-Хаим великого рава Хаима Воложинера мы видим это деление:

Итак, есть пять уровней души:

1. Нэфеш — витальная душа, связанная с кровью по определению рава М.-Х. Луццатто, то есть кровь как бы «переносит» жизненную силу по организму.

2. Руах — дословно «дух», то есть эмоциональная часть души, заставляющая нас двигаться в том или ином направлении; ветер=руах на святом языке.

3. Нэшама — душа разума, вмещающая мудрость, знание, понимание, то есть уровни осмысления и проникновения божественного знания в наш рассудок и сердце.

4. Хая — дословно «живая», часть души, живущая вечно, не умирающая с человеком. (Это объяснение основано на словах Мидраша Рабба, но оттуда следует больше: что это не пять уровней, а пять названий души, так как и другие уровни не умирают, не только хая. Но, если мы считаем, что это синонимы, тогда бессмертие — лишь одно из свойств души и относится ко всем её частям).

5. Йехида — дословно «единственная». Та часть души, которая никогда не теряет связь с Творцом. О ней Гмара в трактате Брохот говорит: ее не затрагивает грех, она всегда с источником.

Два последних уровня души практически не имеют материальных проявлений в обычной жизни, только иногда, в особых, критических ситуациях.

Про душу трактат Брохот говорит, что она нематериальна, так же, как Всевышний, и наполняет всего человека, как Всевышний наполняет весь мир.

Но при этом мы видим, что многие мудрецы Талмуда разрешали пускать кровь по медицинским показаниям: нэфеш в крови, но это не приводит к её потере в духовном плане.

Существуют разные мнения, когда и как проявляются разные уровни души. По некоторым мнениям, все эти уровни присутствуют у всех людей, а согласно другим мнениям, часть из этих уровней нужно заслужить. Но, так или иначе, душа не только в крови, она намного шире, да.

Сопереживание, мудрость, скромность — качества части души, называемой нэшама, на них не могло подействовать переливание крови.

Но, повторюсь, это не основной аргумент. Так как по закону Торы, если существует опасность для жизни и здоровья, можно применять все методы и процедуры, кроме убийства, разврата и идолопоклонства, чтобы спасти человека.

ВСЕ утверждения, которые тиражируются псевдорелигиозными полусектами, о запрете переливания крови, есть результат незнания Торы, преступной «фундаментальности», не имеющей ничего общего с Торой жизни, которую дал нам Творец Вселенной, да будет Он благословлен! Это не относится к Вам лично, просто осмелюсь предположить, что эту идею Вы почерпнули оттуда.

Но, с другой стороны, Вам следует продолжать молиться за здоровье мамы, делать добро во имя этого, а для Всевышнего нет ничего невозможного!

С уважением и пожеланиями скорейшего полного выздоровления Вашей маме, Мендель Агранович

Материалы по теме


Глава повествует о перипетиях в жизни праотца Яакова: о знаменитой «лестнице в небо» — пророческом сне Яакова, о его встрече с Рахель, пребывании Яакова в доме Лавана, женитьбе и рождении детей, будущих прародителей колен Израилевых. Читать дальше

Недельная глава Ваеце

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваеце» («И вышел») начинается с того, что Яаков отправляется в Харан, к Лавану-арамейцу, брату его матери Ривки, чтобы взять себе жену из его дочерей, и кончается его возвращением в родные края спустя двадцать с лишним лет с детьми, женами, слугами и стадами

Избранные комментарии на недельную главу Ваеце

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Б-г находится вместе с нами. Яаков почувствовал это, увидив сон о лестнице, ведущей в небо. Этот мир полон соблазнов, но следует помнить, что присутствие Творца помогает справиться с ними.

Четыре жены Яакова

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Четыре жены символизируют четыре лагеря ангелов, располагающихся вокруг Б-га. Разъяснение смысла борьбы с ангелом в человеческом обличье.

Со всеми надо говорить вежливо и дружески. Ваеце

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Лаван обвиняет Яакова в краже идолов. Праотец не знал, что Рахель похитила божка, и на нее пришлось произнесенное проклятие.