Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Когда и какие мучные изделия можно есть после Песаха?

Темы: Песах, Хамец, Рав Яков Шуб

Отложить Отложено

Уважаемые раввины, на следующий день после окончания Песаха мы с семьей гуляли по городу и, проходя мимо рынка, купили на ужин свежие булочки, которые очень аппетитно выглядели после Песаха. Когда пришли, вдруг стали сомневаться, можно ли их есть. На магазине есть сертификат о продаже хамца, но на пакете с булочками, например, не написано, что их испекли из муки, смолотой после Песаха. Можно ли есть эти булочки? И как поступать на будущее, когда и какие мучные изделия можно есть после Песаха? С уважением, Менаше

Отвечает рав Яков Шуб

Уважаемый Менаше,

Большое спасибо, что обратились к нам. Ваш вопрос затрагивает многие стороны закона. Чтобы ответить на него, необходимо рассмотреть следующие проблемы:

1. Можно ли есть после Песаха хамец, который находился во владении еврея в Песах?

2. Можно ли есть хамец, который был продан нееврею на Песах?

3. Можно ли полагаться на продажу хамеца, осуществленную владельцем магазина, который не соблюдает заповеди?

4. Когда можно покупать хамец в магазине, владелец которого не продавал хамец нееврею?

5. Должна ли мука быть смолота после Песаха?

Давайте попробуем вкратце разобрать эти вопросы.

1. Хамец после Песаха

Хотя праздник Песах закончился и, соответственно, закончилось время, когда запрещено есть хамец, прежде, чем мы сможем снова наслаждаться ароматной сдобой, стоит вспомнить несколько моментов.

Мудрецы запретили употреблять хамец, который находился во владении еврея в Песах. Это, своего рода «штраф», налагаемый на человека, во владении которого в Песах был хамец. Ведь такой человек нарушает два запрета Торы: «да не будет видно» («и да не будет видно у тебя квасного…» Шмот 13, 7) и «да не находится» («Семь дней закваска не должна находиться в домах ваших…» (Шмот 12, 19).

Запрещено не только употреблять в пищу хамец, который находился во владении еврея в Песах, но и использовать его любым другим способом (Шулхан Арух, Орах Хаим 448:3). Поэтому, например, такой хамец нельзя использовать в качестве корма для домашних животных, рыбок и т.д.

2. Можно ли есть хамец, который был продан нееврею на Песах?

Если человек в соответствии с еврейским Законом до Песаха продает свой хамец нееврею, он не нарушает заповеди Торы «да не будет видно» и «да не находится», поскольку хамец, находящийся в его владении, принадлежит нееврею. Такой хамец не запрещено есть после Песаха.

В наше время принято, что бейт-дин (еврейский суд) организованно продает хамец всех членов общины. Поэтому каждый, у кого есть хамец для продажи, является в бейт-дин и передает местному раввину или другому представителю бейт-дина права на хамец и на место, в котором он находится. Такая сделка является абсолютно законной согласно законам Торы о купле-продаже. Для удобства пользователей сайта ежегодно перед Песахом мы также организуем продажу хамеца через сайт, которой уже традиционно пользуются сотни людей со всего мира.

При этом многие частные лица устрожают закон и стараются не продавать настоящий хамец (хамец гамур), чтобы максимально отдалиться от возможности нарушения Торы, а продают только смеси, содержащие хамец, или продукты, которые могут (как мы опасаемся) содержать хамец.

Однако большинство галахических авторитетов считают, что это устрожение не мешает употреблять после Песаха хамец (даже если это хамец гамур), который был продан нееврею, поскольку в данном случае речь идет не о заповеди Торы, а о постановлении мудрецов, см. выше. Поэтому на продажу хамеца можно полагаться (Шаарей Йемэй Песах 3:12). И так поступает большинство богобоязненных евреев по всему миру.

Некоторые принимают на себя дополнительно устрожение и стараются вообще не употреблять хамец, которые был продан нееврею. Это устрожение упоминается в описании обычаев Виленского Гаона, приведенном в книге «Маасе Рав», однако, как было сказано выше, общепринятый обычай иной.

Поэтому, если магазин или пекарня имеют сертификат признанного надежного департамента кашрута о том, что они продали хамец в соответствии с еврейским Законом, разрешено покупать в этом магазине хамец после Песаха.

3. Можно ли полагаться на продажу хамеца, осуществленную владельцем магазина, который не соблюдает заповеди?

Вопрос заключается в том, насколько серьезными можно считать намерения продать хамец у человека, который не соблюдает заповеди.

Этот вопрос несколько лет назад был подробно рассмотрен на традиционном уроке в Шабат а-Гадоль (субботу перед Песахом) одним из признанных галахических авторитетов Иерусалима, равом Ицхаком Рубиным из района Ар-Ноф. На своем уроке он, в частности, отметил следующие моменты:

Сегодня по настоянию Рава Йосефа-Шалома Элияшива стандартный договор о продаже хамеца содержит также пункт о том, что данная продажа имеет статус реальной сделки и совершается с выполнением всех необходимых условий — как с точки зрения еврейского Закона, так и точки зрения законов государства. Т.е. такая купля-продажа имеет статус реальной сделки, признанной и светским судом. Поэтому выполнение условий сделки является обязательным и для владельцев магазинов, которые, к сожалению, еще не соблюдают заповеди.

Кроме того, человек, подписавший договор, не может потом отказаться и утверждать, что договор его ни к чему не обязывает, поскольку он не понимал его содержания, см. Шулхан Арух (Хошен Мишпат 45:3).

Более того, многие, в том числе и «несоблюдающие», владельцы магазинов и пекарен опасаются, что, если совершенная ими продажа хамеца не будет иметь законного статуса, они потеряют большое количество покупателей, что приведет к значительным убыткам. И это заставляет их серьезно относиться к продаже хамеца.

4. Когда можно покупать хамец в магазине, владелец которого не продавал хамец нееврею?

Если известно, что магазин или пекарня принадлежат еврею и он не совершил продажу хамеца в соответствии с еврейским Законом, то, как было сказано выше, такой хамец запрещен к употреблению и запрещено получать от него какую-либо выгоду.

Поэтому в таком магазине запрещено покупать продукты, содержащие хамец, пока там полностью не обновится ассортимент и эти продукты не будут заменены новыми, не принадлежавшими владельцу магазина в Песах (респонс Игрот Моше, Орах Хаим 4:96). Тяжело точно сказать, сколько времени этого занимает, поскольку это зависит от объема продаж конкретного магазина.

5. Должна ли мука быть смолота после Песаха?

Сама по себе мука — это не хамец, ведь, как известно, мацу, которую мы едим в Песах, также изготовляют из муки.

Просто зерна для обычной муки (не той, которую используют для выпечки мацы) обычно промывают водой для того, чтобы их было легче молоть. Поэтому считается: существует опасность, что они успели закваситься. Однако сама мука не имеет статуса настоящего хамеца (хамец гамур) (Мишна Брура 453:24:27).

Поэтому даже те, кто устрожает закон и старается не продавать настоящий хамец, могут продать нееврею муку. Ведь то, что она успела стать хамецом, — это только опасение.

Получается, что нет проблемы пользоваться мукой и продуктами, изготовленными из муки, если она была продана на Песах нееврею в соответствии с еврейским Законом и пекарня имеет соответствующий сертификат. И так поступал Рав Исраэль-Яаков Каневский (Стайплер) (Орхот Рабейну 2:24).

А реклама продуктов, изготовленных из муки, смолотой после Песаха, — это для тех, кто хочет принять на себя дополнительное устрожение.

С уважением, Яков Шуб

Материалы по теме


Ишмаэля, старшего сына Авраама, Тора называет «диким человеком» («пэрэ адам»). Многие считают, что взаимоотношения между Ишмаэлем и Ицхаком, младшим сыном и наследником Авраама, наложили свой отпечаток и на все последующие отношения между евреями — потомками Ицхака — и ишмаэльтянами, то есть арабскими народами. Читать дальше