Темы: Смысл жизни, Деньги, Достаток, Рав Яков Гельфман, Материальные блага
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом! Объясните, пожалуйста, в чем заключается суть «жажды денег»? Получается, нельзя хотеть материального? Вопрос возник после прочтения ответа на этот вопрос. Извините за наивность, но честно — никак не могу понять: живем в материальном мире, если покупать, так надо — самые лучшие фрукты и овощи и т.д. Деньги ведь — необходимость. С ув., Юлия
Уважаемая Юлия,
Попробуем разобраться, когда материальные желания являются легитимными, а когда они проблематичны.
Вначале подчеркнем, что «переориентация» желаний от сугубо материальных к духовным, чего желает от нас Тора, не может произойти внезапно. Это происходит постепенно, если мы прилагаем усилия в нужном направлении, без лишней эйфории, когда мы глубоко анализируем свою сущность и открываем в себе ранее неведомые пласты.
Поэтому найти ответ на Ваш вопрос очень важно, чтобы правильно, а не поверхностно (и поэтому искаженно) понять слова Рамбама, о которых идет речь.
Чтобы понять, что Рамбам имеет в виду, говоря о раскаянии в «жажде денег», следует сначала понять, чего он в виду не имеет.
Об этом ясно пишет раби Моше Хаим Луццатто в своей книге Путь Праведных.
Большая ошибка, говорит Рав Луццатто, думать, будто Тора призывает к самоуничижению и тому подобным вещам. В чем же проблема?
Одной фразой это можно выразить так: «Проблема в том, что человек средство превращает в цель».
Например, каждому понятно, что пища — это средство для поддержания жизни. И Тот, Кто сотворил мир (благословенно имя Его), позаботился о том, чтобы она была разнообразна и обладала великолепным вкусом. Но сказать, что человек живет, для того, чтобы есть?..
И так же обстоит дело со всеми остальными потребностями. Нельзя их превращать в идолы, то есть делать из потребности самостоятельную ценность.
Смысл жизни человека намного выше, и жаль растрачивать свои усилия и чаяния на временные и ненадежные удовольствия этой жизни. Правильно — пользоваться благами этой жизни как одним из источников сил, душевных и материальных, для постижения настоящего и вечного.
Но человек создан так: если он получает удовольствие от чего-либо, ему свойственно стремиться к этому вне всякой меры, часто причиняя самому себе вред (например, чревоугодие, наркотики и т.д.). Это наше свойство делает возможной свободу выбора. Задача человека — направить свои устремления на самосовершенствование. Тогда другие желания займут подобающее им место и не будут отвлекать от достижения главной цели.
Вот это и значит — раскаяться в жажде денег. Деньги нужны, но жаль тратить наши мыслительные и другие ресурсы на их приобретение только для того, чтобы было хорошо на душе от обладания ими.
Знаменитый Хафец Хаим приводит такой пример. Человек, который жил в хорошем доме, с дорогой мебелью (которую изредка менял для разнообразия), короче говоря, ни в чем себе не отказывал, когда оставит тело в земле и окажется наедине с душой, придет в отчаяние, поняв, что растратил жизнь на «несколько конфеток». А имел возможность подняться на невообразимые высоты!
Желаю успехов — материальных — ради достижения духовных, Яаков Гельфман
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Смысл жизни»
Рав Александр Кац,
из цикла «Взываю к Тебе»
Рав Яков Гельфман
Ведь о них сказано еще Аврааму в Берешит, когда за евреями никаких грехов не числилось?
Рав Зеев Гершензон
Чем ремесло лучше коммерции?
Рав Реувен Куклин
Кто богат?
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Смысл жизни»
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Рав Яков Гельфман
Рав Яков Гельфман
В чем конкретные преимущества его существования?
Рав Ашер Кушнир
Рав Моше Пантелят
Kакова цель всего этого?
Рав Моше Пантелят
Вступление из книги «Путеводитель по кашруту»
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его