Темы: Трапеза, Биркат аМазон, Рав Лейб Нахман Злотник, Хлеб
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом! Мой вопрос касается молитвы Биркат ha-Мазон. Подскажите, пожалуйста, нужно ли читать Биркат ha-Мазон целиком каждый раз после каждого приема пищи (даже если съел, например, бутерброд)? И какое максимальное время может пройти между приемом пищи и молитвой. Большое спасибо! Филипп
Уважаемый Филипп!
В своём вопросе Вы касаетесь самых основных принципов заповеди благословения после трапезы с хлебом — Биркат а-Мазон. Давайте вкратце вспомним законы этого благословения. Все моменты, связанные с Биркат а-Мазон, в рамках этого ответа мы рассматривать не станем, а только перечислим некоторые из них.
О заповеди Биркат а-Мазон Рамбам пишет следующее: «Предписывающая заповедь Торы — произнести благословение после того, как ели хлеб, как сказано: “И будешь есть и насытишься, и благословишь Всевышнего Б-га твоего” (Дварим 8:10)». Обязанность произнести Биркат а-Мазон по Торе существует только в случае, если человек насытился, так как сказано «и насытишься». Но мудрецы постановили, что, если человек съел кусок хлеба объёмом с оливку, даже если он им не насытился, обязан прочитать Биркат а-Мазон. Автор комментария Мишна Брура (184, 1) пишет, что у того, кто скрупулезно выполняет обязанность Биркат а-Мазон, никогда не будет недостатка в пропитании.
Перед тем, как произнести благословение, человек должен подумать о том, что он собирается исполнить заповедь Биркат а-Мазон. В некоторых общинах, чтобы лучше сосредоточиться, даже произносят специальный текст Лэ-Шем Ихуд («Ради объединения Всевышнего с Его Шхиной…»). Благословлять следует с радостью, как если бы человек получил очень дорогой подарок (Зоар, Ваякель; Шаарэй Кдуша 1, 6). Желательно читать Биркат а-Мазон, глядя в текст, а не по памяти (Мишна Брура 185, 1). Одежда должна быть соответствующей (Мишна Брура 183, 11).
Читая Биркат а-Мазон, следует сидеть (Шулхан Арух, раздел Орах Хаим 183, 9). Правильно оставлять на столе немного хлеба до конца благословения. Если после трапезы на столе совсем не осталось хлеба, надо специально принести из кухни (Шулхан Арух, там же, 180, 1). Во время чтения Биркат а-Мазон принято убирать со стола ножи. Ашкеназы не убирают ножи во время чтения Биркат а-Мазон в субботу и праздники (Каф а-Хаим 180, 15, приводится от имени Аризаля).
Согласно одному из мнений в Талмуде, обязанность читать Биркат а-Мазон по Торе существует, только если во время трапезы человек пил (Брахот 49 б). Поэтому, если хочется пить, желательно попить во время трапезы и таким образом исполнить заповедь Биркат а-Мазон по Торе согласно всем мнениям (примечания Рамо к Шулхан Аруху, раздел Орах Хаим 197, 4; Мишна Брура, там же, 5). При чтении Биркат а-Мазон запрещено прерываться (Шулхан Арух, там же, 183; 6, 8; Мишна Брура, там же, 25). Выше были приведены слова Рамбама о том, что обязанность читать Биркат а-Мазон вступает в силу, если человек съел кусок хлеба объёмом как минимум с оливку. Причём время, за которое было съедено это количество хлеба, также ограничено — кдэй ахилат прас.
Сколько это будет в знакомых нам единицах измерения? Приведем эти цифры, выбрав из множества мнений одно: после того, как съели кусок хлеба объёмом чуть больше спичечного коробка менее чем за три минуты, надо произнести Биркат а-Мазон (Игрот Моше, раздел Орах Хаим 4, 41). Мы обязаны произносить Биркат а-Мазон, только если во время трапезы ели хлеб, изготовленный из одного (или нескольких) из пяти видов злаков: пшеницы, ржи, полбы, ячменя и овса. Помимо хлеба, существуют и другие мучные изделия из перечисленных злаков, съев которые, мы обязаны прочесть Биркат а-Мазон. Это зависит от состава теста, от способа приготовления, иногда — от объёма съеденного. Поскольку это довольно обширный вопрос, мы не сможем раскрыть его в кратком ответе.
Биркат а-мазон читают там, где проходила трапеза (Шулхан Арух, там же, 184, 1). Гость произносит в Биркат а-Мазон специальную вставку — благословляет хозяев дома (Шулхан Арух, там же, 201, 1). Хозяин дома не читает эту вставку, но в остальном текст Биркат а-Мазон одинаков для всех, не считая различий в вариантах текста, принятых в каждой общине.
Биркат а-мазон состоит из четырёх благословений, три из которых — из Торы, а четвёртое установлено мудрецами, а также из дополнительных молитв, которые произносят после четвёртого благословения. В субботу, праздники и новомесячье читают специальные вставки. В Биркат а-Мазон после трапез в честь обрезания, свадьбы или в семь дней, следующих после свадьбы, — Шева Брахот, — также читают специальные вставки.
Биркат а-Мазон следует читать очень внимательно, чётко произнося каждое слово. Если пропустить определенные части в этом благословении, то заповедь Биркат а-Мазон не будет выполнена и необходимо будет все повторить. В первом благословении это начальное и завершающее предложения, во втором — слова благодарности Творцу за то, что Он даровал нам Землю прекрасную, добрую и широкую, заповедь обрезания, Тору и пищу. В третьем благословении обязательно нужно произнести просьбу о скорейшем восстановлении царства дома Давида. И тот, кто забыл произнести субботнюю вставку после первых двух субботних трапез или праздничную вставку после двух праздничных трапез, обязан читать Биркат а-Мазон повторно (Шулхан Арух, там же, 187, 1—4 и 188, 8).
Биркат а-мазон необходимо произносить вслух так, чтобы слышать собственные слова. Изначально следует читать на святом языке, но тот, кому это тяжело, может прочесть на любом понятном ему языке (Шулхан Арух, там же, 62 и 185, 1).
Благословениечитают сразу после завершения трапезы. Если по какой-то причине сделать этого не удалось, можно произнести Биркат а-Мазон в течение всего времени, пока сохраняется ощущение сытости после этой трапезы, но не позже чем через шесть часов после трапезы. Если человеку трудно понять, ощущает он сытость или нет, он может произнести благословение в течение 72 минут после окончания трапезы. Для того, кто не насытился во время трапезы, очень тяжело установить максимальное время после трапезы, когда еще можно произнести благословение. Поэтому, если он не произнес его сразу после завершения трапезы, должен съесть кусочек хлеба объёмом чуть больше спичечного коробка менее чем за три минуты и благословить (Шулхан Арух, там же, 178 и 190, 2).
Это краткое изложение законов очень важной заповеди Биркат а-Мазон позвольте завершить пожеланием благополучия в духовной и материальной сферах.
С большим уважением, Лейб-Нахман Злотник
Рав Натан Агрес
Как подготовиться к субботе?
Рав Натан Агрес
Ведь буквально это переводится как «хлеб лица»?
Рав Лейб-Нахман Злотник
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Комментарии к молитве»
Толдот Йешурун,
из цикла «Еврейские молитвы. Перевод сидура»
Рав Исроэль-Меир Лау
Рош аШана 2024 г.: праздник начинается 2 октября с заходом солнца и длится два дня
Рав Яков Шуб
Есть ли какая-то замена хлебу и маце?
Рав Лейб-Нахман Злотник
Рав Лейб-Нахман Злотник
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Комментарии к молитве, фонограммы видеоуроков»
Рав Реувен Куклин
Велик тот, кто обязан и выполняет свои обязанности?
Рав Яаков Типограф,
из цикла «Кашрут в странах СНГ»
Как соблюдать кашрут, находясь в непростых условиях бывшего СССР?
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его