Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Есть обязанность омывать пальцы после трапезы?

Темы: Трапеза, Рав Реувен Куклин, Биркат аМазон, Омовение рук

Отложить Отложено

Часто вижу, как многие люди не делают маим ахроним (омовение пальцев после трапезы) перед Биркат а-Мазон (благословение после трапезы с хлебом). Значит ли это, что маим ахроним необязательны? Также часто вижу, как многие разговаривают между маим ахроним и Биркат а-Мазон. Правильно ли это? Овадья

Отвечает рав Реувен Куклин

Уважаемый Овадья,

Постановление омывать пальцы после трапезы с хлебом было связано с тем, что во времена Талмуда использовали так называемую «содомскую соль», которая, попав в глаза, могла привести к слепоте. В Талмуде (Брахот 42а) сказано, что необходимо сразу после омовения пальцев произнести Биркат а-Мазон. И поэтому не следует разговаривать после маим ахароним до того, как заканчивают благословение после трапезы с хлебом.

В наши дни этой солью не пользуются. Поэтому Шульхан Арух (Орах Хаим 181, 10) пишет, что некоторые люди не делают маим ахароним. Однако комментарий Мишна Брура приводит, что, по Каббале, омовение пальцев после трапезы имеет дополнительное значение, релевантное и в наши дни. Поэтому, по мнению многих ахароним (поздних комментаторов), омовение пальцев следует делать и в наши дни.

Как Вы пишете, некоторые делают маим ахароним, но разговаривают после этого. Возможно, они считают, что поскольку в наши дни эта обязанность менее серьёзна, чем во времена Талмуда, нет необходимости так строго к ней относиться. Однако же, несомненно, тем, кто делает омовение пальцев после трапезы, следует выполнять эту обязанность со всей точностью и не говорить после омовения.

С уважением, Реувен Куклин

Читайте:

Молитва после трапезы

Что делать, если нет времени на Биркат а-Мазон?

Гади Поллак — Биркат а-Мазон

Смотрите: Законы благословений

Материалы по теме


Нам известно, что Б-г ничего не делает случайно. И, тем более, в истории выхода из Египта, который является началом становления евреев как нации, не было случайностей. Почему же тогда было именно десять казней, и именно таких? Читать дальше