Из цикла «Кицур Шульхан Арух», темы: Молитва Амида, Трапеза, Рош Ашана, Кицур шульхан арух, Раби Шломо Ганцфрид, Шофар, Молитва, Благословение Шеэхеяну
1. Во всех Кадишах, которые произносят от Рош а-Шана до Йом-Киппур, удваивают слово «превыше», то есть говорят: «превыше превыше» (без соединительного союза, то есть не говорят: «превыше и превыше»)1. И поскольку в Кадише должно быть ровно 28 слов, а во все остальные дни года произносят во фразе «превыше, чем все…» предлог «чем» в форме «мин», то есть отдельным словом, — в эти десять дней произносят его в форме «ми-», слитно со следующим словом, так что общее количество слов в Кадише сохраняется неизменным.
2. У некоторых принято читать все молитвы «Шмонэ Эсрэ» в Рош а-Шана и в Йом-Киппур, склонившись и склонив голову. И тем не менее, поскольку молящийся обязан поклониться при чтении первого благословения в начале и в конце и при чтении «Модим» («Мы благодарны») в начале и в конце, — поэтому, не доходя немного до этих мест, молящийся должен выпрямиться, чтобы смочь склониться так, как повелели мудрецы наши благословенной памяти. Также запрещено склоняться в начале и в конце благословения, в тех местах, где не сказали мудрецы наши благословенной памяти это делать. И лучше было бы2 молиться с выпрямленным телом, но со склоненным сердцем и со слезами. Обычай же, предписывающий молиться в полный голос, следует отменить, молиться же и в эти дни следует шепотом, как весь год. Некоторые же разрешают3 сделать голос немного громче, но не сильно.
Следует произносить слова молитвы очень тщательно, не изменяя ни одной огласовки. И следует достать себе тщательно проверенный сидур или Махзор и молиться по нему.
3. Весь год завершают третье благословение «Шмонэ Эсрэ» словами: «Б-г святой», а одиннадцатое — словами: «Царь, любящий справедливость и правосудие», кроме десяти дней от Рош а-Шана до конца Йом-Киппура, когда вместо этих слов произносят, соответственно, «Царь святой» и «Царь правосудия», поскольку в эти дни Святой, благословен Он, проявляет свое царское величие, ибо судит весь мир. Если молящийся ошибся и сказал: «Б-г святой», или если он сомневается, сказал ли он: «Б-г святой» или «Царь святой», то, если он вспомнил об ошибке за «время, необходимое для произнесения фразы» (2—3 сек)4, он произносит: «Царь святой», и не должен возвращаться к началу молитвы — и то же относится к словам: «Царь правосудия». Однако, если он вспомнил об ошибке лишь по истечении «времени, необходимого для произнесения фразы», тогда, если он ошибся во вставке: «Царь святой», он должен вернуться к началу молитвы (даже если он всего лишь сомневается, правильно ли он сказал), поскольку три первых благословения считаются одним целым (как написано в главе 19, параграф 2). И даже если таким образом ошибся хазан при повторении «Шмонэ Эсрэ», он должен вернуться к началу молитвы, и тогда община должна еще раз произнести Кдушу. Но если речь идет про ошибку во вставке: «Царь правосудия» — там даже молящийся в одиночку, ошибившись, не должен возвращаться к началу молитвы или даже к началу этого благословения, поскольку он все равно упомянул слово «царь».
В остальные же ни года, если человек ошибся и сказал: «Царь святой» или: «Царь правосудия», он не4* должен возвращаться к началу молитвы.
4. В вечерней молитве Шаббата, когда читают: «Защищавший праотцев…», также вместо «Б-г святой» произносят: «Царь святой». Если же хазан ошибся и сказал: «Б-г святой», то, если он вспомнил об ошибке в течение «времени, необходимого для произнесения фразы», он просто произносит: «Царь святой»; но если он вспомнил только после этого, он не должен возвращаться к началу5.
5. Если молящийся забыл одну из четырех вставок в «Шмонэ Эсрэ», которые произносят в десять дней раскаяния: «Вспомни нас…», «Кто подобен Тебе…», «И запиши…», «И в Книге Жизни…», — и не вспомнил об этом, пока не произнес: «Благословен Ты, Г-сподь», то, поскольку он уже произнес слово «Г-сподь», он продолжает молитву, как она приведена в сидуре, и не должен возвращаться к началу. И также, если он забыл вставку: «И поэтому наведи страх Свой…», и завершил третье благословение словами: «Царь святой», и даже если он не завершил еще благословения, а только произнес: «Благословен Ты, Г-сподь» — он завершает благословение словами: «Царь святой» и продолжает: «Ты избрал нас…».
6. Последнее благословение «Шмонэ Эсрэ» некоторые завершают словами: «…творящий мир», а некоторые не изменяют обычного текста, то есть говорят: «…благословляющий народ Свой, Израиль, миром». Только в Кадишах во фразе «Творящий мир» слово «мир» произносится с определенным артиклем «hа»6.
7. Если Рош а-Шана выпала на Шаббат, то в некоторых местах читают «Пойдемте, воспоем Г-споду…», как в прочие Шаббаты, в некоторых же местах начинают с отрывка: «Псалом Давида. Воспевайте перед Г-сподом…», а в некоторых местах начинают с отрывка: «Хвалебная песнь в честь Субботнего дня». И пусть в каждом месте придерживаются установившегося там обычая6.
8. После завершения вечерней молитвы первого дня Рош а-Шана принято, чтобы каждый сказал своему товарищу: «Да будет тебе записан и запечатан7 благоприятный приговор на следующий год». Обращаясь же к женщине, эта фраза произносится (на иврите) в женском роде. Днем же этой фразы не произносят, поскольку запись приговора завершена уже до полудня. Во вторую же ночь все же принято произносить эту фразу, поскольку иногда приговор выносится и во вторую ночь8.
9. Устраивая вечернюю трапезу, принято заботиться о том, чтобы в ней были «знаки», приметы для хорошего года. Хлеб, на который произнесено благословение, окунают в мед, и после того, как человек съел ке-заит этого хлеба, он произносит: «Да будет воля8*, чтобы сделал Ты для нас новый год хорошим и сладким». После этого окунают немного сладкого яблока в мед, произносят на него благословение: «…сотворивший плод дерева» и едят его; после же этого произносят тот же текст: «Да будет воля…».
Принято есть в вечерней трапезе Рош а-Шана чтобы на столе была голова барана или рыбы, и, когда едят от нее, произносят: «Да будет воля (…), чтобы мы были головой…». следует постараться, чтобы это была именно голова барана, поскольку тогда она будет напоминать также о том баране, которого Авраам принес в жертву вместо Ицхака.
Также едят такие овощи, в местном названии которых содержится какой-то добрый знак, как, например, морковь, в названии которой на идиш содержится намек на множество заслуг. Поэтому едят морковь и при этом произносят: «Да будет воля (…), чтобы было у нас больше заслуг».
Также следует в эту трапезу есть рыбу, так как в ней содержится намек на то, что мы будем плодиться и размножаться, как рыбы; и не следует варить ее в уксусе, поскольку ничего кислого и ничего горького в Рош а-Шана не едят.
Едят также жирное мясо и всяческие деликатесы.
Также принято не есть орехов, поскольку числовое значение («Гематрия», сумма числовых значений составляющих слово букв) слова «орех» на иврите равно числовому значению слова «грех». Кроме того, орехи вызывают усиленное отделение внутренних жидкостей, которые мешают молитве.
И необходимо за пиршественным столом изучать Тору, и у некоторых принято изучать именно Мишну, трактат «Рош а-Шана».
10. Правильно было бы не осуществлять супружескую близость в обе ночи Рош а-Шана, даже если Рош а-Шана выпадает на Шаббат. Но если в эту ночь жена окунается в микву, не следует лишать ее права на супружескую близость; в этом случае мужу следует наутро окунуться в микву, чтобы очиститься от нечистоты.
11. В Рош а-Шана, когда говорят: «Отец наш, царь наш, согрешили мы перед Тобой…» — не следует бить себя кулаком в грудь напротив сердца, как делают в будний день и в Йом-Киппур, поскольку в Рош а-Шана не произносят Видуй, как и в любой праздник. Поэтому, произнося «Отец наш, царь наш, согрешили мы перед Тобой…», следует иметь в виду следующее: «Отцы наши согрешили перед Тобой, когда поклонялись идолам — у нас же нет другого царя, кроме Тебя, и поэтому, как говорится в следующей фразе: “…сделай нам (добро) ради имени Твоего”.
129. В момент вынесения из ковчега свитка Торы принято произносить “тринадцать качеств”, и начать текст следует со слов: “И прошел…”, то есть прочесть следует так: “И прошел Б-г перед ним, и воззвал: Б-же, Б-же…”. а в Шаббат в некоторых местах не произносят ни “тринадцать качеств”, ни: “Властелин мира…”.
13. Длина трубных звуков, чтобы быть абсолютно правильной, должна быть следующей: труа составляет девять коротких звуков; шварим — нужно издать три более длинных звука один за другим, каждый из которых должен по длительности равняться трем коротким звукам труа, и тогда получится, что общая длина шварим составляет девять коротких звуков. И необходимо очень внимательно проследить за тем, чтобы не растянуть шварим настолько, чтобы каждый из трех составляющих шварим звуков не стал равен по длительности девяти коротким звукам труа, поскольку в этом случае заповедь трубить вообще не считается выполненной10. Ткия же представляет собой простые протяжные звуки. И в последовательности ткия-шварим-труа-ткия каждая ткиа должна равняться по длительности шварим вместе с труа, то есть равняться по длительности 18-ти коротким звукам11. А в последовательности ткия-шварим-ткия каждая ткиа должна совпадать по длительности со шварим, то есть равняться по длительности девяти коротким звукам12. И то же самое — в последовательности ткия-труа-ткия.
Трубя перед молитвой Мусаф, следует протрубить шварим и труа на одном дыхании, поэтому объявляющий порядок трублений должен здесь зачитать также вместе: шварим-труа. А трубя во время повторения молитвы Мусаф, следует вдохнуть между шварим и труа, но при этом не следует делать между ними перерыва, то есть они должны следовать непосредственно друг за другом, и объявляющий порядок трублений должен также зачитать шварим и труа вместе.
14. Когда трубящий в шофар произносит благословения, община не должна отвечать: “Благословен Он и благословенно Имя Его” (см. выше, глава 6, параграф 9), а нужно внимательно слушать благословения и после каждого благословения отвечать “амен”, понимая его смысл. И запрещено прерываться (разговаривать и т.д. — перев.) с этого момента и до окончания всех трублений в этой молитве. Поэтому служке не следует объявлять: “Молчание приличествует времени молитвы!”, даже если в других случаях он это делает.
15. В еврейском мире принято после каждого набора трублений произносить отрывок: “Да будет воля…”, приведенный в Махзорах, и нужно очень внимательно следить за тем, чтобы не произнести вслух имена ангелов, которые там упоминаются. Во многих же общинах вообще не произносят: “Да будет воля…” — и это более правильно13. И самое главное при трублениях — пробудиться к раскаянию с полным сердцем, как написал Рамбам, да будет благословенна его память (в “Законах раскаяния”, глава 3, Галаха 4): “Хотя обязанность трубить в Рош а-Шана — постановление Писания (и нельзя искать ему обоснований — перев.), тем не менее в ней содержится намек, и вот на что намекает звук шофара: Пробудитесь, спящие, от своего сна, и дремлющие, проснитесь от своей дремоты, исследуйте свои дела, раскайтесь и вспомните своего Творца! Те, кто забывает об истинном, будучи погружен во временное и суетное, и блуждает все свои годы в пустоте и бессмыслице, которая не поможет и не спасет — посмотрите на ваши души и улучшите свои пути и свои дела! Пусть каждый из вас оставит свой дурной путь и мысли, которые не хороши…”.
15. Во время повторения молитвы, когда хазан читает: “И мы склоняемся…” — принято, чтобы также община читала этот отрывок вместе с ним, а также кланялась; однако распростираться ниц следует только в Йом-Киппур, когда читают “Порядок Храмовой службы”14. И также хазан опускается на колени. Однако ему запрещено сходить со своего места, пока он повторяет молитву. Поэтому принято, чтобы он вставал на некотором отдалении от подставки для сидура, чтобы смочь опуститься на колени, не сходя со своего места, а стоящие около него помогают ему встать, чтобы ему не пришлось передвигать ноги.
Во время повторения “Шмонэ Эсрэ” хазану самому не следует трубить, кроме как в случае, если он уверен, что из-за этого он не собьется15.
17. Относительно порядка трублений во время повторения Мусафа существуют различные обычаи — сколько раз следует трубить16; и пусть в каждом месте поступают по его обычаю. И также относительно трублений после повторения молитвы есть разные обычаи17. И после того, как завершены все трубления по обычаю данного места, следует убрать шофар и больше не трубить. И даже тому, кто собирается трубить в шофар во второй день Рош а-Шана, не следует в первый день трубить, чтобы потренироваться.
18. Если в этот день должны сделать обрезание — делают его после чтения Гафтары, до трублений в шофар — и намек на именно такой порядок содержится во фразе: “Вспомни завет Авраама (это обрезание) и жертвоприношение Ицхака (это шофар)”. В Шаббат же обрезание делают после чтения “Ашрей”18. Если же обрезание должны провести в доме роженицы, его делают по выходе из винагоги19.
19. Если человек уже выполнил заповедь трубления в шофар, а теперь должен протрубить для других — он имеет право также произнести и благословения. Но, тем не менее, правильнее было бы, чтобы тот, кто должен выполнить заповедь, произнес бы и благословения20. Если же человек трубит для женщин, то, если он сам уже выполнил заповедь трубить в шофар, ему не следует произносить благословений, а женщина должна произнести благословения сама, поскольку, согласно букве закона, женщина не обязана слушать трубление в шофар: ведь это “требующая заповедь, связанная со временем”. Некоторые же говорят21, что тому, кто уже выполнил заповедь трубления в шофар, вообще не следует трубить для женщин. Если же человек собирается трубить для женщин, пусть сделает это до того, как пойдет в синагогу слушать трубления там, и пусть произнесет благословения, держа при этом в голове, что этими трублениями и этими благословениями он выполняет заповедь трубить в шофар; только не следует делать этого в первые три временных часа, поскольку в это время дня не разрешается трубить не в миньяне. Или же можно протрубить для женщин в то самое время, когда трубят в синагоге, или после трублений в синагоге, но тогда, слушая трубления в синагоге, человек должен иметь в виду, что он еще не собирается выполнять заповедь трубления в шофар, а выполнит он ее позже, когда протрубит для жены, и тогда же произнесет и благословения. И даже если после этого он пойдет в синагогу молиться Мусаф и слушать трубления во время повторения Мусафа, этот перерыв, когда он переходит из дома в синагогу, не заставляет его произносить благословение на трубление в шофар второй раз, поскольку все трубления вместе представляют собой одну заповедь.
Если женщина чувствует себя плохо и должна перед трублениями поесть, она имеет право поесть.
20. Когда после молитвы выходят из синагоги, следует идти неторопливо и спокойно, с чувством радости и удовлетворения, уверенными в том, что Вс-вышний милосердно прислушался к нашим молитвам и к нашим трублениям. После этого едят и пьют столько, сколько кому дал Б-г в доброте Своей; но, тем не менее, нужно проследить за тем, чтобы не обжираться и не есть через силу, и за тем, чтобы страх Б-жий всегда был виден на наших лицах. И за праздничным столом следует заниматься Торой. После Биркат а-Мазон не следует спать, а нужно пойти в синагогу и там всем вместе читать Тhиллим до наступления времени молитвы Минха. Однако тот, чья голова отяжелела, может немного поспать перед тем, как идти в синагогу22.
21. После Минхи идут на реку (чтобы напомнить Вс-вышнему о жертвоприношении Ицхака, поскольку сказано в Мидраше: когда отец наш, Авраам, шел вместе со своим сыном Ицхаком, чтобы принести его в жертву, Сатан прикинулся рекой, чтобы остановить его; и отец наш, Авраам, да пребудет мир на нем, вошел в эту реку и шел, пока вода не достигла его шеи, а тогда сказал: “Спаси меня, Г-споди, ибо дошли воды до души”». И есть еще одна причина, по которой идут к реке: в этот день мы коронуем Святого, благословен Он, на царство над нами, а помазание царей на царство принято делать возле реки — ради доброго знака, чтобы царствование его продолжалось, как река). И было бы хорошо, чтобы эта река была вне города и чтобы в ней была рыба (намекнуть, что мы напоминаем рыб, которые живыми попадают в сети: также и мы попадаем в тети смерти и Суда, а зная это, мы легче сможем раскаяться; еще одна причина, почему идут к реке с рыбой — для доброго знака, чтобы над нами не властвовал дурной глаз, как он не властвует над рыбами, и чтобы мы плодились и размножались, как рыбы; \некоторые же говорят, что мы идем к реке с рыбой потому, что у рыб нет ресниц, и глаза их всегда открыты — и это намек на то, чтобы сверху на нас также посмотрело недремлющее око). Если ж поблизости нет реки, в которой нет рыбы, идут на любую другую реку или к колодцу, и произносят следующие стихи: «Кто Бог как Ты…», как они приведены в сидурах, в разделе «Ташлих». При этом встряхивают полы одежды — и это делается просто как знак, помогающий нам задуматься о том, что необходимо выбросит все грехи и исследовать все свои пути, начиная с того дня и далее, чтобы одежды наши были белы и чисты от всякого греха.
Если первый день Рош а-Шана выпал на Шаббат, к реке идут во второй.
22. После того, как возвращаются в синагогу, если еще не пришло время вечерней молитвы, следует остерегаться обычной компании приятелей, чтобы не начать, Б-же упаси, разговаривать о пустяках. Нужно же заниматься Торой, чтением Тhиллим или книг на моральные темы, поскольку этот день — святой и принадлежит Г-сподину нашему.
23. Два дня Рош а-Шана считаются одним длинным днем и обладают одинаковой святостью (см. выше, глава 99, параграф 2). Поэтому спорят мудрецы, следует ли произносить, в Киддуш во вторую ночь, а также при зажигании свечей и при трублении в шофар во второй день, Благословение времени, или же не следует, поскольку некоторые говорят: раз эти два дня обладают одной и той же святостью, и раз Благословение времени уже произнесено в первый день, не следует произносить его еще раз во второй. И поэтому принято во время Киддуша второго дня Рош а-Шана класть на стол какой-либо новый фрукт или надевать новую одежду. Если же у человека нет ни того, ни другого, он все-таки произносит Благословение времени в Киддуше (поскольку мы считаем, что более правы те мудрецы, согласно которым во второй день необходимо произносить Благословение времени). И также женщина, зажигая свечи во вторую ночь (если у нее есть обычай вообще произносить Благословение времени при зажигании свечей), должна, если это возможно, надеть новую одежду, или положить рядом с собой новый фрукт, чтобы Благословение времени относилось также к этой одежде или к этому фрукту. Если же у нее ничего этого нет, она все равно произносит Благословение времени. И также тому, кто трубит во второй день, следует, если это возможно, надеть новую одежду. Если же первый день Рош а-Шана выпал на Шаббат, в этом нет необходимости, поскольку Благословение времени на трубление еще не произносилось.
1 В МБ, глава 56, параграф 2, сказано так: «А в дни, когда в Кадишах удваивают слово, говоря: превыше и превыше…».
2 «Хайей Адам».
3 И так считает и МБ.
4 И не начал еще следующего благословения.
4* В МБ это сказано только относительно вставки «Царь правосудия» (и см. «Шеелот у-Тшувот»).
5 Некоторые же говорят, что он должен вернуться к началу, даже если он же произнес завершение благословения. Если же он не завершил еще благословения, он должен заново произнести текст от слов: «Царь святой» и далее.
6 Эти обычаи в МБ не приводятся. И см. «Матэ Эфраим».
7 Так написал «Маген Авраам». Но а-Гра пришел к выводу, что не следует произносить слова «и запечатан».
8 Некоторые же спорят с этим.
8* Твоя, Б-г наш и Б-г отцов наших,
9 «Матэ Эфраим».
10 В последовательности ткиа-шварим-труа-ткиа заповедь считается выполненной до 18-ти коротких звуков в сумме, начиная же с 18-ти трубление не засчитывается.
11 И чуть длиннее.
12 И чуть больше (в последовательности ткиа-шварим-ткиа)
13 И также МБ запрещает произносить этот текст между трублениями, до окончания всех трублений, которые делаются перед повторением молитвы. Но в тех местах, где принято произносить этот текст, не следует запрещать это делать.
14 У нас же принято делать это и в Рош а-Шана — в «Алейну».
15 Если же он молится по Махзору, он может быть в этом уверен.
16 и см. самый лучший обычай в МБ, глава 592, параграф 4.
17 Некоторые пишут, что следует довести число трублений до ста.
18 Некоторые же пишут: до «Ашрей».
19 Чтобы не доставлять общине лишние хлопоты. Если же дом роженицы расположен близко, лучше провести обрезание до трублений в шофар.
20 если же слушающих десять человек, благословение произносит тот, кто трубит. И принято сейчас разрешать трубящему благословлять для слушающих, даже если их меньше десяти человек. И не следует запрещать ему это делать, поскольку, согласно букве закона, так и следует поступать.
21 Это мнение не приводится в МБ.
22 Аризаль сказал, что после полудня разрешается спать. И Маhарам в Рош а-Шана спал. Если человек просто сидит и ничем не занимается — это то же самое, как если бы он спал.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш
«Голос — голос Яакова, руки — руки Эсава». Так Тора аллегорически выражает основную идею иудаизма: жить земной жизнью, исполняя Б-жьи заповеди
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Яаков мог положиться на Творца и Его чудеса. Вместо этого он стал всерьез готовиться ко встрече с братом-злодеем. Почему?
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Торы «Толдот» («Родословная»).
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Итак, Яаков возвращается в родные края. Ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Недельная глава «Ваишлах» («И послал») начинается с рассказа о том, как Яаков готовился к встрече с братом. Он сделал три вещи: собрал подарок, помолился Б-гу и снарядился к войне. И все эти три действия имели глубокий смысл. Начнем с третьего. Всех своих спутников, и скот, и верблюдов Яаков разбил на два отряда. Расчет у него был такой: если погибнет один отряд, то может спастись второй. Действие Яакова учит нас, что нельзя сосредоточивать все в одном месте...
Рав Александр Айзенштадт
Об антисемитизме написано и сказано многое. Эта тема обсуждаема повсеместно на разных уровнях. В еврейской литературе, в Торе, в Талмуде и комментариях мудрецов объясняются корни ненависти народов мира к евреям. Попробуем прикоснуться к этой сложной теме. Может быть, нам удастся лучше понять это удивительное явление.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Мицват асе — содержащаяся непосредственно в Торе позитивная заповедь — обязывает каждого еврея хранить в сердце ненависть и вражду к Амалеку и его потомству, помнить и пересказывать вслух его злодеяния, а также рассказывать детям и внукам о том, что сделал нам этот злодей по дороге, когда мы выходили из Египта.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Яаков с самого детства изучал Тору. Вся его последующая жизнь была посвящена прославлению Всевышнего и исполнению Его заповедей.
Рав Гедалия Спинадель
Азриэль Казаков
О смысле столкновения современной западной и консервативной мусульманской культур.
Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»
Слова представляют собой саму среду Творения, поэтому тот, кто правильно понимает слова, поймет и составляющие элементы Творения.
Рав Бенцион Зильбер
Учим Тору с раввином Бен-Ционом Зильбером в иерусалимской ешиве Толдот Йешурун.