Темы: Золотой телец, Соблазн, Идолопоклонство, Храм, Праведник, Рав Овадья Климовский
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныДобрый вечер. Мне хочется понять ответ на один вопрос, в двух его ситуациях.
1. Как еврейский народ, который буквально только что ощущал присутствие Господа, мог так быстро начать поклоняться золотому тельцу?
2. Греческая культура насчитывает больше 5 тысяч лет, и уже тогда они были язычниками. То есть это относительно не так далеко от сотворения… Как эти народы в такие короткие сроки могли так отойти от Бога? Ведь оба народа описываются как великие мыслители. Про еврейский народ пишется в Торе, но я не вижу именно этого ответа… А о греках вообще невозможно найти.
Прошу вас пролить мне больше света на этот вопрос. С уважением, Дима
Шалом, уважаемый Дмитрий!
Спасибо за Ваш вопрос. Я в свое время тоже не понимал — как можно было, точно зная о существовании Творца, нарушить Его волю, сделав золотого тельца? Пока однажды… не посмотрел в зеркало и не подумал: а почему это у моих дверей до сих пор не выстроилась очередь желающих получить благословение? Наверное, потому что я еще не стал праведником, а это означает, что время от времени совершаю какие-то поступки или говорю какие-то слова, о которых, если подумать, станет ясно: Всевышний не хотел бы, чтобы я это делал. А почему? Соблазн — дурное начало — постоянно подкарауливает человека, и стоит ему расслабиться, как он уже в сетях или грубого соблазна, или каких-то сомнительных рассуждений, в результате которых можно разрешить то, чего на самом деле разрешить нельзя, и т.п. Разумеется, каждый человек стоит перед этим испытанием соответственно своему духовному уровню, и в пустыне, конечно, поначалу евреи и не думали создавать примитивного идола.
Прежде чем объяснить это, заметим еще одну интересную вещь. Известно, что золотые тельцы, которых поставил царь Йаровам, вначале были одобрены пророком Ахией — учителем пророка Элияу, и только гордыня Йаровама испортила все, превратив в конце концов весь проект в банальное идолопоклонство.
Впрочем, банальным оно тогда и не было — нам сегодня трудно представить, какой великий соблазн служить идолам испытывали люди в те времена, когда можно было человеческими чувствами воспринимать духовные силы, как связанные со святостью, так и некоторые другие. (Представьте себе, например, в наше время кому-то скажут — предположим, по какой-то причине так полагается по законам Всевышнего: выбрось свой айфон! Даже зная, что требование справедливо, человек будет испытывать существенные затруднения!) Это, кстати, еще одно соображение, помогающее лучше понять, «как можно было». Идолопоклонство (еще во времена внука Адама — Эноша), в принципе, начиналось не как отрицание Всевышнего, а, скорее, как «нежелание беспокоить Его по мелочам». Поэтому принялись обращаться к Его слугам. Проблема заключалась в том, что люди в своем воображении наделили этих слуг самостоятельной силой и вскоре перестали «беспокоить Всевышнего» вовсе.
Вернемся к золотым тельцам, которых с завидным упорством неоднократно создавали не последние люди в еврейском народе. Дело в том, что эти тельцы изначально были задуманы не как объект поклонения, а как воссоздание одного из образов, видимых пророкам, которые удостоились лицезреть систему управления миром, представленную им как четыре фигуры, одной из которых был бык. Соответственно, функция тельцов была — помочь некоему сосредоточению внимания народа для служения Творцу. Это было что-то вроде суррогатной замены Храму — именно с этой целью и сделал Йаровам тельцов (см. на сайте обзор недельной главы Микец, третий годовой цикл). Но это предприятие в обоих случаях было весьма опасным — не смешивая святое с будничным, попробуем провести аналогию. Это все равно что ставить «жучки» на центральной электростанции — одно неправильное соединение может стоить жизни… В обоих случаях проект, который имел право на существование, был безнадежно испорчен неверными намерениями, отчего и выродился в поклонение идолу. Кстати, заметим, что тельцом в пустыне в основном были увлечены сопровождающие еврейский народ лица из бывших египтян и их пленников, которые вышли с евреями и о которых Всевышний сказал Моше «твой народ» — «твой», а не «Мой», что означает: Моше взял их с собой без санкции Свыше.
Теперь, когда нам стало понятнее, как подобную ошибку могли совершить евреи, еще легче понять остальные народы. Наличие ума никак не мешает человеку направлять его в сторону от исполнения воли Всевышнего, а там — чем больше ума, тем дальше можно и отойти…
С уважением, Овадья Климовский
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Пять трагических событий произошли 17-го Тамуза
Рав Ашер Кушнир
За разрушением Храма стояли как внешние причины, так и внутренние. Никакие захватчики не могли бы нанести ущерб главной еврейской святыне, если бы не проблемы на духовном уровне.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Тамуз • Пост 17-го Тамуза • Пять бедствий в один день • 17-е Тамуза в пустыне • Сделай нам идола • Восстановление порядка • Как были разбиты скрижали • Путь раскаяния • Прекращение постоянных жертвоприношений • Разрушение стен Иерусалима • Как Апустумус сжег Тору • Идол, внесенный в Храм • Законы, связанные с 17-м Тамуза • Между двумя постами
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Еврейский календарь»
Рав Ашер Кушнир
Что лучше: быть в постоянной злобе или снять сексуальное напряжение?
Рав Реувен Пятигорский
Рав Ашер Кушнир
У меня вопрос немного странный, но очень тревожный…
Рав Бенцион Зильбер
Где можно получить полную информацию о 36 тайных праведниках?
Рав Ефим Свирский,
из цикла «Десять заповедей, услышанных евреями у горы Синай»
Продолжаем знакомиться с Десятью заповедями, составляющими основу еврейского мировоззрения.
Рав Овадья Климовский
Как сложился еврейский календарь?
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Шмот»
Рав Овадья Климовский
Тора велит нам бережно относиться к Имени Всевышнего …
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его