Темы: Война, Чудеса, Вера и упование, Яков Шуб, Заслуги
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЧего от нас хотят? Вокруг сирены, ракеты, взрывы. Я недавно приехала с Украины и не была готова к такому развитию событий. Я знаю, там, на Украине под обстрелами погибают люди, здесь сейчас тоже так будет? Диана
Уважаемая Диана, большое спасибо за Ваш вопрос. Земля Израиля под обстрелом! Большинство населения уже слышало холодящий звук сирены тревоги. Взрослые и дети должны были искать убежище в защищенных помещениях и, затаив дыхание, ждать характерного взрыва, который свидетельствует о том, что очередная ракета либо разорвалась на открытой местности, либо сбита противоракетной системой «Железный купол».
Давайте попробуем на минуту остановиться и поразмыслить, что же все-таки происходит вокруг нас. За последнюю неделю в направлении еврейских городов и поселений было выпущено более 2000 ракет различной мощности. Не надо быть большим военным специалистом, чтобы понять, что каждая из таких ракет, попадая в цель, может унести десятки человеческих жизней. Но, благословение Вс-вышнему, такого не происходит. Почему? На этот вопрос не ответит нам ни один военный специалист или политический обозреватель. Более того, известно, что в военных академиях мира не изучают ни «иудейские войны» древности, ни современные войны государства Израиль, поскольку на основании этих материалов невозможно сделать никаких практических выводов. Вс-вышний бережет еврейский народ. Нужно быть слепым, чтобы не заметить, что вокруг нас происходят явные чудеса! Даже сами хамасовцы признают, что они делают все возможное, чтобы попасть в населенные пункты и уничтожить как можно большее количество мирных жителей, но… Б-г не дает им это сделать.
Мы проходим первый урок упования на Вс-вышнего. В комментарии на Мишлей Виленский Гаон говорит: упование заключается в том, что человек чувствует себя спокойно и уверено, находясь под властью Вс-вышнего. Обычно человек бывает спокоен только в отношении того, что находится в его руках, под его управлением. Поэтому, например, он не боится садиться в автомобиль или переходить улицу, хотя аварии на дорогах — не такая уж и редкость. Ведь в этот момент он ощущает, что все в его руках и он контролирует ситуацию. И в целом это то, к чему человек стремится.
И, наоборот, когда человек слышит сирену тревоги, что означает: в направлении его города летит ракета, он чувствует себя достаточно беспомощным, не может больше полагаться на свои силы. Поэтому, анализируя ситуацию и понимая, что происходящее вокруг — это явные чудеса, мы можем сделать первый шаг по пути упования на Вс-вышнего. Ведь сейчас мы и телом, и разумом понимаем, что Вс-вышний бережет нас и заботится о нас. Теперь мы чувствуем, что можем быть спокойными даже в такой момент, когда своими силами уже ничего не можем сделать.
Однако, как известно, нельзя полагаться на чудеса. Кроме того, глупец тот, кто считает, что чудеса происходят благодаря его заслугам. Рассказывают, что во время войны в Персидском заливе один из духовных руководителей поколения, Рав Шломо Вольбе, действовал исключительно в соответствии с инструкциями управления гражданской обороны и каждый раз во время тревоги надевал противогаз. Великий мудрец обосновывал это тем, что ни у кого из нас нет достаточного количества заслуг, чтобы продолжать жить; и кто сказал, что смерть не найдет нас именно таким образом?
Самое сильное и естественное желание человека — это желание жить. Понятно, что право жизни надо заслужить. А, как мы только что выяснили, ни Рав Шломо Вольбе, ни, тем более, мы не можем полагаться на то, что за свои заслуги, выполненные нами заповеди получили это право. Так на что же полагаться, как можно спасти свою жизнь?
На этот вопрос отвечает Рав Исраэль Салантер, основоположник движения Мусар, в книге Ор Исраэль (письмо 3). Еврейский народ как общность (клаль Исраэль) — самый желанный для Вс-вышнего, ведь именно для него Он создал этот мир. Любовь Вс-вышнего к еврейскому народу гораздо выше и глубже, чем заслуги каждого отдельного человека. Вс-вышний, как мы реально видим сейчас, готов совершать чудеса для всего народа — вне зависимости от духовного уровня каждого из нас. Еврейскому народу как общности обещано, что с ним ничего дурного не произойдет. А каждому отдельному еврею ничего такого не обещано.
Поэтому чтобы спастись и заслужить жизнь, надо стать частью этой общности и быть ей полезным. В тот момент, когда человек становится ее частью, он перестает жить «за свой счет» и начинает жить «за счет» Вс-вышнего. Ведь теперь он — составная клаль Исраэль, а Вс-вышний любит клаль Исраэль и готов делать для него чудеса. Кроме того, понятно, что Тора и заповеди — это то, что делает нас еврейским народом, поэтому, безусловно, без них невозможно стать его частью. Соответственно, оценивая каждого человека, Вс-вышний принимает в расчет и то, скольким людям он нужен в этом мире. И даже если сам человек не заслуживает жизни, ему могут ее даровать ради тех людей, которые в нем нуждаются.
Каждый из нас может найти уникальную область, в которой он может быть полезен еврейскому народу. У кого-то есть организаторские способности, кто-то может преподавать, кого-то Вс-вышний благословил материально так, что у него есть возможность помогать малоимущим и поддерживать изучение Торы. Оглянувшись вокруг, можно найти множество людей, которые нуждаются в помощи и поддержке, и — где применить свои способности.
Пусть Вс-вышний поможет нам всем быть частью общности — еврейского народа — и наслаждаться и дальше Его бесконечной любовью.
С уважением, Яков Шуб
Саба из Новардока,
из цикла «Уровень человека»
Когда можно, а когда нельзя полагаться на чудо
Рав Арье (Лев) Кацин
Раби Элияу миВильна Виленский Гаон,
из цикла ««Совершенная Мера» (Эвен Шлема)»
Глава третья из книги Виленского Гаона "Эвен Шлема": упование на Всевышнего, довольствование малым, страсть к обогащению и честное ведение дел
Рав Бенцион Зильбер
Отвыкнуть от привычного нарушения невероятно трудно, и величина усилия, необходимого для искоренения привычки, соответствует величине нарушения…
Переводчик Виктория Ходосевич
Израильскими солдатами движет не ненависть к врагу, а любовь к своему народу
Рав Бенцион Зильбер
И север, и юг Израиля под огнём... Что говорят раввины, и что нам делать?
Рав Реувен Пятигорский
Рав Бенцион Зильбер
Что Б-г нам говорит? Почему именно в Субботу праздника Симхат Тора террористы нас атакуют? Связано ли это с тем, что евреи не соблюдают Субботу?
Рав Яков Шуб
В конце дней людям тоже придется ходить на работу?
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ
Как могут существовать чудеса? Из очерка "Основы".
Рав Яков Шуб
Говорят, она остается некоторое время на земле. Это правда или вымысел?
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Многие явления природы настолько чудесны и удивительны, что человек, даже не склонный задумываться над тайной творения, испытывает невольный восторг, наблюдая их.
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его