Из цикла «Эссе о благодеянии», темы: Милосердие, Хесед, Исправление качеств, Элиягу Деслер, Самосовершенствование, Любовь к ближнему
Человек не рождается идеальным. Прежде чем стать праведником, он, несомненно, проходит стадию работы над собой. Поэтому в начале пути ему сложно рассчитывать на духовный уровень самодостаточного индивидуума, который только и думает о том, как бескорыстно помочь другим. Для того, чтобы придти к постоянному ощущению радости и благодарности ко Вс-вышнему, как обсуждалось в предыдущей главе, необходимо использовать определённые методы самосовершенствования. Один из таких методов ‒ это использование чувства «голода», желание восполнить недостающее. Даже эгоистичное желание «притянуть» к себе, желание брать, можно использовать в положительных целях.
Например, в том, что касается служения Вс-вышнему, есть несколько ступеней. Самый высокий уровень — это выполнение заповедей из любви к Творцу, для того, чтобы (как бы) «сделать ему приятное». Но тот, кто ещё не выполнят заповеди с такими намерениями, может выполнять их:
Все эти намерения при выполнении заповедей могут послужить промежуточной стадией для достижения более высокого уровня. То же самое относится к взаимоотношениям между людьми. Здесь тоже можно начать с малого.
Тот, кто помогает ближнему из чувства жалости или сочувствия к нему, ещё не достиг уровня чистого альтруизма. Ведь им движет желание избавиться от собственных отрицательных эмоций! Ему неприятно, что его друг страдает, и только поэтому он хочет другу помочь.
Источник подобных переживаний — желание брать. Ведь, в конце концов, он отдаёт ближнему только потому, что преследует свои личные интересы. Он отдаёт для себя. Тем не менее, этими чувствами можно воспользоваться для достижения духовного роста. Пример таких методов работы над собой находим в словах мудрецов. Сказано (Дворим 6:5): «И люби Господа, Б-га твоего, всем сердцем своим…». [Следующий отрывок основывается на том, что в Торе вместо слова «либхо», что означает «сердце твоё», написано «левовехо», что буквально означает «сердца твои». Мудрецы объясняют нам, о каких сердцах идёт речь в этом стихе.] И сказали на это мудрецы (Мишна трактат Брохос гл. 9, м. 5; Тосефта, трактат Брохос гл. 6, х. 7; мидраш Сифри, Дворим, парша Веэсхонон, 32; мидраш Дворим Рабба, п. Веэсхонон; мидраш Псикта Зутросо; Зоар Ходош, мегилас Рут, 31б): [возлюби Господа] обоими началами — и добрым началом, и дурным началом. Из этого мы можем выучить, что человек может использовать даже свои отрицательные качества для того, чтобы добиться духовного совершенствования.
Это удивительно полезный совет! Если мы внимательно изучим то, что нам посоветовали мудрецы, сможем воспользоваться их советом для того, чтобы развить в себе качество альтруизма.
Настоящий художник может представить себе тончайшие оттенки чувств. Воистину, это подарок с небес! Опытный мастер способен увидеть мельчайшие детали в настроении человека. Ни один непосвящённый эти детали не заметит, а истинный мастер не только замечает их, он знает, как их изобразить. Будь он поэтом, писателем, художником или скульптором, он может передать своей аудитории сложнейшие переживания. Именно эта способность и делает его настоящим художником. Только виртуоз своего искусства может передать все переживания, которые, скажем, испытывает мать, ухаживающая за своими детьми. Как она волнуется за каждого из детей, переживает за него, думает о нём. Ей самой не требуется никакого мастерства для того, чтобы испытать соответствующие чувства. В неё они заложены от природы. А вот художнику требуется высочайшая техника, чтобы прочувствовать эти переживания и передать их другим. Зато, когда ему это удаётся, он поистине затрагивает душу аудитории!
Вс-вышний наделил каждого из нас способностью стать художником. Конечно, не всем эти способности достались в равной степени. Тем не менее, каждый может развить в себе умение хотя бы в малой степени почувствовать то, что чувствует другой. Вначале необходимо внимательно подумать, какие эмоции он испытывает. А потом постараться как можно более ярко представить себе переживания, которые обуревают его. В конце концов, это приведёт к тому, что чувства другого повлияют и на наше сознание. Таким образом, можно постепенно научиться сочувствовать другому человеку, даже если от природы Вам это не свойственно.
Этим методом может пользоваться любой, кто хочет духовно вырасти. Это верный способ стать более чувствительным по отношению к другим.
То же самое относится и к тому, кто хочет войти в категорию дающих, хочет стать альтруистом. Прежде чем ему удастся прийти к тому, что он живёт любовью ко Вс-вышнему, и только и мечтает о том, что бы выполнить волю Его (т.е., прежде чем достигнет высочайшего уровня праведности, о котором шла речь в предыдущих главах, и который является истинным источником желания отдать другим), он может начать с малого. Он может начать с того, что попытается вообразить все заботы и переживания своих ближних. Здесь очень важно попытаться как можно более подробно понять все детали их переживаний и представить их себе как можно более реально. Тогда действительно почувствуешь участие и жалость к другим!
Теперь он должен вообразить, как счастлив будет его ближний, если получит то, чего ему так не хватает. Опять же, очень важно представить себе радость ближнего как можно более ярко, и во всех деталях. Теперь, если у него будет возможность одарить своего ближнего тем, что может так его осчастливить, ему будет гораздо легче отдать ему предмет его желаний. Он укрепит склонность давать.
Если же он чувствует, что подобные упражнения не достаточно эффективны, то может использовать также чувство страха. Он может сказать себе, что человек обязан давать другим. Он должен представить себе, какие чувства должен испытывать тот, кто активно делится с другими.
Кроме того, он должен просто начать давать другим. Тогда его действия пробудят желание давать, которое скрывается в глубинах его души.
А тот, кому уже удалось стать дающим, может перестать быть художником. Сама природа поможет ему всё время отдавать, переживать за других, бескорыстно помогать людям. Ему уже не нужно будет заставлять себя почувствовать желание отдать для того, чтобы успокоить какие-то отрицательные эмоции, жалость, угрызения совести и т.п. Он будет отдавать просто для того, чтобы отдавать, без всяких личных интересов и желаний. Он станет настоящим альтруистом, тем, кто отдаёт ближнему для ближнего, а не для себя!
Печатается с разрешения переводчика р. Берла Набутовского и фонда «Беерот Ицхак»
Читайте: обзор по теме Альтруизм
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Яаков был вынужден бежать от Эсава. В пророческом сне он увидел ангелов, которые поднимались на небо по лестнице. Что испугало праотца?
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Благословения, которые дает Всевышний людям, несут огромное благо. Наши же благословения Б-га являются восхвалением и прославлением.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваеце» («И вышел») начинается с того, что Яаков отправляется в Харан, к Лавану-арамейцу, брату его матери Ривки, чтобы взять себе жену из его дочерей, и кончается его возвращением в родные края спустя двадцать с лишним лет с детьми, женами, слугами и стадами
Раби Элиэзер бен Орканос,
из цикла «Пиркей де-раби Элиэзер»
Всякий, кто молится в этом месте, в Иерусалиме, как будто молится перед троном Славы,
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Эсав сам преследовал Яакова и приложил все усилия, чтобы догнать брата
Рав Цви Патлас,
из цикла «Дотронуться до наших корней»
Почему Сам Творец мира не открыл Ицхаку, что тот должен благословить Яакова, а не Эсава?