Темы: Отношения с родственниками, Кашрут, Моше Сытин, Кашерование посуды
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом! У меня такой вопрос: скажите, пожалуйста, вот если я поеду в гости к родственникам, могу ли я там поесть из их посуды? Например, кашу, приготовленную в посуде, не окунутой в микву, но приготовленную евреем? Или сварить картошку, например, в кастрюле? Суп овощной? Это будет нарушением?
Здравствуйте! Ваш вопрос можно разделить на две части: 1. можно ли есть пищу, которая уже приготовлена в некашерной посуде, но без Вашего участия? и 2. можно ли изначально самому готовить кашерную пищу в посуде Ваших родственников?
Чтобы ответить на эти вопросы, понадобится небольшое предисловие. По закону Торы, прежде чем пользоваться некашерной посудой, ее необходимо откашеровать. Иначе пища, сваренная в некашерной кастрюле или пожаренная на некашерной сковороде, будет запрещена. Тем не менее, если посуду не использовали для горячей пищи в течение 24 часов, вкус, который она впитала, «портится» и не может сделать запретным следующее блюдо, которое в ней окажется. Можно спросить: если после 24 часов посуда не может сделать запретной сваренную в ней пищу, зачем вообще ее кашеровать? Не достаточно ли подождать сутки — и кухонная утварь откашеруется автоматически? Ответ на этот вопрос находим в Гмаре, в трактате Авода Зара (76а): мудрецы запретили пользоваться посудой, которая «отдыхала» сутки, из опасения, что по неосторожности люди воспользуются и посудой, не «отдыхавшей» это время. Причем запрет настолько строг, что если человек УМЫШЛЕННО проигнорировал данное постановление и воспользовался неоткашерованной кастрюлей, «бездействовавшей» 24 часа, то пища, сваренная в ней, запрещена — как тому, кто варил, так и тому, для кого еда предназначалась. Но если пища в такой кастрюле была приготовлена по незнанию или по ошибке, постфактум она разрешена.
На основании этого можно заключить: находясь в доме, где не соблюдаются законы кашрута, пользоваться кухонной посудой для приготовления горячей пищи запрещено. Поэтому если Вы отправляетесь в гости на долгое время, чтобы соблюдать кашрут за пределами своего дома, необходимо заранее запастись небольшим набором кухонных принадлежностей.
Но что делать, если Вам уже приготовили еду в некашерной посуде? Можно ли ее есть? Отказ может обидеть хозяйку дома… В этом случае при необходимости можно «облегчить» закон, но только если выполняются нескольких условий:
1. Этой кастрюлей или сковородой не пользовались для приготовления некашерной пищи в течение 24 часов. Посуда, о которой неизвестно, пользовались ли ей в течение последних суток, также не делает еду запрещенной постфактум.
2. Посуда во время приготовления кашерной пищи была абсолютно чистой.
3. Если блюдо содержит острые ингредиенты, такие, как лук, чеснок, острый перец и т.п., они не должны составлять бОльшую часть приготовленного блюда. Также следует убедиться, что во время приготовления лук не жарили (или не тушили) отдельно перед добавлением остальных продуктов.
4. Вы абсолютно уверены в кашерности всех ингредиентов.
5. Вы не просили, чтобы Вам приготовили еду, т.к. если еда была приготовлена в некашерной посуде по Вашей просьбе, считается, как будто Вы сами воспользовались этой посудой. В этом случае еда, находящаяся в ней, Вам запрещена (Шулхан Арух 122:6).
Если все эти условия выполняются, можно «облегчить» закон и есть приготовленное для Вас угощение. То, что посуда не была в микве, не делает сваренную в ней еду запрещенной, т.к. закон запрещает только само использование посуды без окунания в микву.
Однако подчеркнем: все сказанное до сих пор касалось лишь кашерности самой пищи. Вопрос о том, как ее можно будет есть, не затрагивался. Ведь накладывая еду в некашерную тарелку и используя столовые приборы, Вы изначально пользуетесь некошерной посудой. А это запрещено, как было указано выше. Поэтому в любом случае придется мягко попросить положить Вам еду в одноразовую посуду или же запастись заранее собственными столовыми приборами. Если Вам уже положили еду на тарелку, при возможности следует ее переложить в одноразовую посуду или есть руками на весу («Кашрут» 23:29).
В заключение добавим: находясь в окружении нерелигиозных родственников или знакомых, следует беспокоиться не только о соблюдении законов кашрута. Нельзя также забывать о том, что наше поведение в таких местах должно соответствовать сказанному: «Пути ее (Торы) — пути приятные, и все стези ее — мир» (Мишлей 3, 17). Поэтому даже когда необходимо отказаться от предложенного угощения или уклониться от какого-либо запрещенного действия, это следует делать в максимально мягкой и интеллигентной форме, чтобы не задеть чувства другого человека. Тем более что, как правило, в таких ситуациях, на нас смотрят как на представителей религиозного общества в целом. Потому в такие моменты надо действовать еще более аккуратно, взвешенно и тактично.
C уважением, Моше Сытин
Ципора Харитан
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера к недельной главе «Цав»
Рав Моше Сытин
Как определить область «пеот»?
Рав Моше Пантелят
Вступление из книги «Путеводитель по кашруту»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Смесь мясного и молочного запрещена Торой
Александр Ротенберг
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух
Рав Моше Сытин
Ведь так мы изменяем тот свой образ, который сотворил Б-г?
Рав Моше Сытин
Когда распространился обычай так начинать свои записи?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Мирьям Климовская
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его