Отношения с родственниками — одна из важных составляющих каждой семьи и каждого человека. Дети, родители, тёти-дяди, двоюродные бабушки, свекрови и тёщи — все мы в той или иной степени окружены родственниками. Иудаизм, и, в частности, Еврейский закон регулирует отношения между людьми в целом: это — так называемые заповеди «между человеком и человеком». Кроме того, существуют отдельные законы, касающиеся отношений между родственниками — мужем и женой, детьми и родителями и т.д.
Оглавление
Обязанность уважать родителей [↑]
Уважение и почитание родителей — это заповедь Торы: «Почитай своего отца и свою мать, чтобы продлились твои дни на Земле, которую Всевышний дал тебе» (Шмот 20:12); «Каждый да убоится своей матери и своего отца» (Ваикра 19:3).
В утренних благословениях мы каждый день напоминаем себе о том, что часть награды за эту заповедь человек получает в этом мире, но основная награда ожидает его в Мире Грядущем.
Мудрецы объясняют нам, как именно мы должны выполнять эту заповедь. С родителями нужно разговаривать почтительно и с любовью, интересоваться их здоровьем, терпеливо выслушивать, не перебивая, сообщать о своих новостях, стараться почаще звонить и навещать. Когда отец или мать входят в помещение, дети встают. Дети не садятся на места родителей. Если отец или мать ошиблись, мы не имеем права сказать им об этом прямо, но можно намекнуть: «Я читал (я учил) так-то и так-то». Заповедано кормить, поить и одевать родителей, выполнять их поручения, ухаживать за ними.
Тем не менее, соблюдение законов Торы иногда бывает важнее заповеди уважения к родителям. Если от родителей исходит требование нарушить Субботу, угощение некошерным блюдом или просьба бросить учебу в ешиве и поступить в университет, хороший сын (или дочь), посоветовавшись с равом, должен найти способ, как поступить согласно требованиям Торы, проявив при этом максимум уважения к отцу и матери. В этой теме есть множество аспектов, устрожений и обычаев, о которых пишет рав Яаков Ицхак Фукс.
Гер считается заново рожденным, поэтому фактически он лишается всех своих прежних родственников. Тем не менее, он обязан уважительно относиться к своим родным, не терять с ними связь и молиться об их благополучии.
Мудрецы постановили, что, кроме родителей, мы также обязаны уважать старших братьев, тестя, тещу, свекра и свекровь.
Об отношении родителей к детям [↑]
Тора не говорит о необходимости уважать детей, но у нас есть обязанность бережно и уважительно относиться ко всем людям. В следующем параграфе мы рассмотрим, что именно имеется в виду, а сейчас остановимся на некоторых практических вопросах: что ожидается от родителей по отношению к детям.
В Талмуде (трактат Кидушин 29а) сказано, что родители должны обучить ребенка Торе, специальности, а также научить плавать. В «Шулхан Арухе» упоминается только самая главная из этих обязанностей — обучить Торе. Этим, по сути, занимаются еврейские родители каждую минуту своего общения с ребенком с самого его рождения, объясняя, показывая, отвечая на вопросы, помогая увидеть мир через призму Торы. На темы воспитания детей есть множество книг и лекций.
Отношения между мужем и женой [↑]
Сказано в Торе, в первой главе: «Поэтому оставит муж отца и мать и прелепится к жене, и станут одной плотью» (Берешит, 2:24). Рамбам объясняет, что святость брака делает людей близкими родственниками (также см. эту статью). Главное, что требуется от мужа и жены — это создавать и хранить «шалом байт» (мир в семье), потому что дом, где царят ссоры и раздоры, рано или поздно разрушится.
В Талмуде говорится: «Муж должен любить свою жену, по меньшей мере, как самого себя, а уважать больше, чем самого себя» (Йевамот, 626, Санедрин, 766). Муж должен прилагать все усилия, чтобы обеспечить жену всем необходимым: едой, одеждой, интимной близостью. Он должен быть добрым и непривередливым, прислушиваться к советам жены. Если жена заболела, муж должен ее лечить; если попала в плен — выкупить.
Жена должна уважать и почитать мужа как царя, и в силу этого уважения поступать так, как желанно его сердцу. Об этом пишет Рамбам в «Законах супружества», и там же указывает, что, выйдя замуж, жена отказывается от своих доходов (но, разумеется, не от имущества), и все, что она зарабатывает, — принадлежит мужу (при этом жена имеет право отказаться от пропитания, которое предоставляет ей муж, и оставить свои доходы себе). Интересно, что жена вовсе не обязана готовить, убирать, стирать, если муж согласен ей для этих целей нанять помощниц. Но вот подавать еду и питье мужу — это обязанность жены, которую никому нельзя перепоручить: ведь именно в этих действиях проявляется уважение, почтение и любовь. О том, как построить еврейский дом, полный радости и взаимного уважения, прекрасно написал рав Симха Коэн.
Законы Торы в отношении прочих родственников [↑]
раби Хаим Виталь в книге «Врата святости» перечисляет все доступные к исполнению в наше время заповеди Торы. Основополагающая заповедь для всех человеческих отношений — любить ближнего, в частности, стараться видеть в его поступках добрые намерения.
Но именно касательно родственников мы находим только три повелительных заповеди: соблюдать траур по умершим, вступить в левиратный брак с вдовой брата и делать халицу. (как объяснено переводчиком «Врат святости», если человек умер бездетным, то брат умершего должен жениться на его вдове, это называется ибум — левиратный брак; если же брат не хочет этого делать, он должен освободить вдову от обязанности выйти замуж именно за него, совершив обряд халица). В наше время левиратный брак не практикуется, обычно делают халицу.
Что же касается траура, то его соблюдают неукоснительно: отец, мать, сын, дочь, брат (даже если он только по отцу или только по матери), жена по мужу и муж по жене. Когда умирает близкий, родственники садятся изучать многочисленные законы похорон и траурной недели, с тем чтобы исполнить все правильным образом.
Среди 365 запретительных заповедей Торы (заповеди «Не делай!») есть запрет принимать в суде свидетельства от родственников, причем не только свидетельства «за», но и «против». В «Кицур Шулхан Арух» говорится: «Запрет этот представляет собой просто постановление Торы, ничем не обусловленное, и даже Моше и Аарон не могли свидетельствовать друг относительно друга. Поэтому всякий свидетель, являющийся родственником одного из вышеупомянутых лиц, или если он был прежде их родственником, но перестал им быть, о чем судьи не знают — он должен сообщить им об этом, а они скажут ему, достаточно ли это близкое родство, чтобы по закону Торы объявить его негодным для свидетельства, или нет».
Законы ихуда для родственников [↑]
Для регулирования отношений между родственниками мудрецы установили особые законы. Законы «ихуда» (уединения между мужчиной и женщиной), на первый взгляд, не имеют отношения к родственным связям. И действительно, нет проблемы уединяться родителям с детьми, дедушкам и бабушкам с внуками, а также со всеми другими прямыми потомками. Однако, что касается двоюродных сестер и братьев, тёть и дядь, свекров и свекровей, тещ и других родственников — с ними лицам противоположного пола уединяться нельзя.
Мусар: книга «Орхот цадиким» [↑]
В своей жизни евреи руководствуются не только заповедями Торы и мудрецов, но также кодексом еврейкой этики, «мусаром». Приведем несколько цитат из книги «Орхот цадиким».
Основное в смирении — быть скромным перед слугами и домашними и перед теми, кто получает от него содержание и выгоду… В чем еще проявляется смирение: когда случается крупная потеря в делах или умирают дети и родственники, а смиренный оправдывает суд Вс-вышнего над собой и принимает с любовью, как сказано: «И смолчал Аарон (Ваикра 10:3)»
«…Один из видов такой любви — это любовь к близким, то есть к родителям, братьям и сестрам, и остальным родственникам, к товарищам и друзьям. Ради своей любви человек станет постоянно помогать им. В раздорах он не станет проверять, а не преступили ли они против спорящих с ними, но в любом случае станет помогать им, защитит их и покроет их поступки. …И вот любовь ослепила его глаза и закрыла его уши, и в этом заключается страшный вред».
Какова должна быть любовь к братьям, сестрам и прочим близким? Пусть подумает, что они заботятся о нем, дабы привести его к высоким степеням добра. Они помогают ему в служении Вс-вышнему, и пусть он заботится о них, дабы обучить их и наставить. …И пусть пожалеет своих бедных родственников, как написано: «Не закрывай глаза на свою собственную плоть» (Ишаяу 58; 7)
«А если ты захочешь пожалеть своих детей и родственников, оказать им великие почести, занимайся Учением и добрыми делами, помогай ближнему, — это им великая честь и великое благо, ибо они гордятся тобой и не стыдятся за тебя. Нет большего стыда, чем стыд того, чьи предки и родственники — злодеи».
«А если у уповающего на Вс-вышнего есть жена, дети, родственники и друзья, которые нуждаются в нем, — пусть он уповает на Вс-вышнего, что Он даст ему силы удовлетворить их и исполнить все, что он обязан для них сделать. И пусть уповает, что будет с ними в согласии, и пусть укажет им добрые пути в делах Торы и служения Создателю».
Итак, «Орхот цадиким» учит нас быть скромными перед теми, кто от нас зависит; потери близких принимать со смирением; жалеть бедных родственников и помогать им; принимать с благодарностью заботу и самим заботиться о близких; оказывать им почести в глазах других людей учением и добрыми делами; просить у Вс-вышнего сил для исполнения своих обязанностей перед родными.
Уважение к родственникам и забота о них на практике [↑]
Когда мы проявляем особую заботу о родственниках?
Когда мы решаем, кому дать цдаку или маасер. В первую очередь, мы дадим нуждающимся родственникам, а потом уже другим беднякам.
У ашкеназских евреев принято называть детей в честь умерших родственников, а у сефардских — в честь здравствующих. В некоторых сефардских семьях принято, в знак уважения к отцу мужа, называть первого мальчика в семье его именем.
Соблазны, проблемы и опасности [↑]
Евреи, вернувшиеся к вере — баалей-тшува — сталкиваются с дополнительными проблемами в общении с нерелигиозными и нееврейскими (например, по отцу) родственниками.
Раввины предлагают решать конфликты творчески, находя особый подход к каждому человеку, не забывая об уважении к старшим, но помня о том, что мы взрослые люди и не должны позволять родным уводить нас с истинного пути.
Например, если мы не уверены, отделен ли маасер от фруктов, которыми нас угощают, то вместо того, чтобы начинать дискуссию, можно отделить маасер тайно. Или, если девушка опасается быть встреченной поцелуями и объятиями мужчин-родственников, она может проявить такт и смекалку, сделав маму своей «сообщницей» и помощницей в решении этой проблемы.
Как самая сильная поддержка приходит к нам со стороны близких, так и самая большая опасность — от них же, и именно потому, что они нам близки. Особенным соблазном для родни являются сплетни. Надо очень остерегаться злословия. Слушать «лашон а-ра» и критиковать кого-либо за глаза запрещено.
Если человеку тяжело общаться с кем-то из родственников и не удается добиться взаимопонимания, нужно дистанцироваться и уберечь таким образом себя и свою семью от лишних конфликтов. Сделать это надо с максимальным уважением и тактом.
В заключение вновь обратимся к «Орхот Цадиким»: «И пусть человек любит своих друзей и остальных евреев глубокой любовью, чтобы исполнить сказанное: “И люби ближнего своего, как самого себя” (Ваикра 19; 18). Это великое правило в Торе — “то, что ненавистно тебе, не делай другому” (Шабат 31а), ибо “по образу и подобию Вс-вышнего, создал Он человека” (Берешит 9; 6)».