Темы: Одежда, Благословения, Омовение рук, Зеев Гершензон, Стирка
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте, Ребе! У нас есть повеление Вс-вышнего «Освятитесь и будьте святы, ведь Я — Б-г ваш», это относят и к мытью рук, к личной гигиене. Ведь имеем же мы благословение «…Одаривший нас заповедями Своими и Повелевший нам совершать омовение рук». Вопрос заключается в следующем: существует ли что-то подобное в отношении личной гигиены или, скажем, в отношении мытья одежды? Например, я ежедневно протираю свой брезентовый рюкзак влажными салфетками или тряпочками, протираю по аналогии, а то и мою, ботинки и кожаную (кожзам, иск. мех) куртку. Есть ли благословения на протирку одежды и носимых вещей? А если нет, можно ли самому их составить, исходя из общей формы, упомянув как материалы, так и род употребления объекта, над которым будет произноситься благословение? Алексей
Здравствуйте, уважаемый Алексей,
Очень похвально, что Вы стараетесь, чтобы всё в Вашем поведении соответствовало Торе, даже обращение с одеждой.
При омовении рук, например, перед трапезой с хлебом, мы действительно произносим благословение, о котором Вы говорите. Наши мудрецы объясняют[1], что это необходимо, т.к. омовение рук — не только личная гигиена, но и выполнение особой заповеди, цель которой — достижение святости и духовной чистоты. Выполняя эту заповедь, человек «освящает» особую связь с пищей, которая возникает в процессе еды[2], и даже совершает служение, подобное служению коэнов в Храме[3].
Надо отметить: стих[4] Торы, который Вы привели, говорит именно о заповеди омовения рук перед трапезой и в конце трапезы (т.н. маим ахароним). Мудрецы Талмуда толкуют[5] слова Торы следующим образом: «Освятитесь — омовение рук перед трапезой, и будьте святы — омовение рук в конце трапезы». Как Вы видите, мудрецы связывают эти слова с определёнными действиями.
В Вавилонском Талмуде сказано[6]: каждый, кто ест хлеб, не омывая рук, — словно входит к женщине лёгкого поведения. Маараль из Праги в своей книге Нэтивот Олам выражает удивление: что здесь может быть общего? И отвечает: дело в том, что отношениям с такой женщиной «не хватает святости», т.к. она не была посвящена в жёны. При заключении брака женщина посвящается мужчине в жёны. Отношения же с женщиной лёгкого поведения — лишь телесные, без святости. И когда едят хлеб без омовения, это тоже не более чем телесное действие, без святости. Ведь именно про омовение рук сказано «Освятитесь…»[7]. Человеку следует есть хлеб в святости, не отдаваться полностью лишь желаниями тела. Подобно этому: отношения мужчины и женщины не должны быть только телесными, необходимо посвящение.
Тем не менее, можно привести и некоторые доказательства в пользу того, о чем Вы пишете.
В Вавилонском Талмуде[8] приводится барайта: «Следует человеку каждый день мыть лицо, руки и ноги, делая это ради славы Того, Кто его сотворил». Раши в комментарии к Талмуду объясняет: человек сотворен по образу Всевышнего, и, выполняя это, умножает Его славу.
Еще одно объяснение приводит Маарцах[9]. Он говорит: барайта — о том, что, совершая любое действие, человек может иметь в виду, что совершает его ради служения Творцу. Тогда вся его жизнь будет наполнена служением Творцу и святостью. Так и в данном случае. Когда человек посвящает время уходу за собой, ему следует иметь в виду: он делает это, чтобы его тело не было запущенным и больным. А было бы исправным «инструментом» служения.
Мидраш Рабба[10] приводит интересную историю. Как-то одного из величайших еврейских мудрецов, которого звали Илель а-Закен, провожали ученики. Увидев, что учитель очень торопится[11], они спросили его:
— Раби, куда ты торопишься?
— Выполнять заповедь, — ответил он им.
— Что это за заповедь?
— Мыться в бане.
— Разве есть такая заповедь?
— Да, — ответил им Илель. — Ведь даже при каждой статуе нееврейских царей, установленной в публичном месте, состоит особый человек, который содержит её в чистоте и порядке. И эта статуя даёт ему пропитание[12] и даже «связывает» его с царём! Тем более — следует следить за собой мне, сотворенному по Образу и Подобию, как об этом сказано в Торе: И сотворил Б-г человека… по образу Б-жьему[13]!
Как видим, мудрецы подчеркивают, насколько важно, чтобы человек, сотворенный по образу Творца, содержал своё тело достойно. Ведь этим он прославляет Самого Всевышнего. Тем более это верно, когда речь идёт о еврее, вся задача которого в этом мире — быть достойным представителем Всевышнего и Его Торы среди народов. Ему следует вести себя так, чтобы окружающие говорили: «Счастлив этот человек, живущий по законам Торы!» и чтобы никому не пришло в голову сказать: «Горе этому человеку, живущему по законам Торы, и тот, кто не живет по законам Торы, — счастлив!».
Теперь попробуем ответить конкретно на Ваш вопрос. Мудрецы Торы, зная все то, о чем мы говорили выше, не установили благословений на действия, связанные с личной гигиеной. Несмотря на то, что когда человек «держит в голове», что совершает эти действия ради служения Творцу, — они привносят в его жизнь дополнительную святость.
Мы не можем ничего прибавить к тем благословениям, которые были составлены и установлены на поколения мудрецами Великого собрания в соответствии с их знанием — а они обладали знанием скрытых частей Торы и тайн мироздания.
К тому же одна из причин того, что на выполнение некоторых заповедей не были установлены благословения, следующая: эти действия являются само собой разумеющимися и естественными для любого нормального человека.
Тем не менее, конечно же, Вы можете, выполняя какие-либо действия, связанные с личной гигиеной и чистотой, иметь в виду, что делаете это ради служения Творцу: чтобы прославить Всевышнего и поддержать достоинство тех, кто Ему служит, а также — для того, чтобы Вам было более комфортно и удобно служить Ему. Можете быть уверены, что такое намерение — желанно в глазах Всевышнего. Никакого благословения при этом произносить не нужно.
С уважением и наилучшими пожеланиями, Зеев Гершензон
[1] Сборник респонсов Диврэй Менахем, 21.
[2] См. ниже объяснение Маараля из Праги.
[3] Они также омывали руки, как это предписывалось законами ритуальной чистоты, и это — одна из причин, по которой мудрецы предписали нам омывать руки (см. Мишна Брура, 158:1).
[4] Ваикра 11:44.
[5] Трактат Брахот, лист 53 б.
[6] Трактат Сота, лист 4 б.
[7] Кстати, на языке наших мудрецов телесные отношения мужчины и женщины зачастую называются «еда».
[8] Трактат Шабат 50 б.
[9] Комментируя приведенное выше объяснение Раши.
[10] Ваикра, Бэар 34:3.
[11] Согласно объяснению Эц Хаим.
[12] Имеется в виду оплата работы этого человека из царской казны.
[13] Бэрейшит 1:27.
Рав Зеев Гершензон
Победа возможна?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Исток»
Рав Яков Шуб
Почему запрет варить козленка в молоке матери его приводится в Торе три раза?
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
В такую субботу принято радоваться больше обычного и подавать на стол дополнительные блюда.
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Запрещается пройти 4 ама (примерно два метра), не сделав омовение рук
Рав Ашер Кушнир
Нужно ли сразу поменять одежду и ходить в кипе?
Рав Зеев Гершензон
В интернете на разных сайтах время различается на несколько минут...
А. Фейгин
Репатрианты из России, впервые оказавшись в религиозном районе Иерусалима, Бней-Брака, Цфата или Ашдода, испытывают настоящий культурный шок при виде толпы, одетой в черное, при виде сюртуков и шапок, скроенных по последней моде начала позапрошлого века. Первый вопрос, который задают «русские»: «Почему?!»
Рав Зеев Гершензон
И о музыке в более узких аспектах?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Царица Суббота»
Тора запрещает в субботу не только стирку, но и все сопровождающие ее действия.
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его