Темы: Цдака, Милосердие, Добрые дела, Рав Моше Сытин
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте. Помогите мне, пожалуйста. Как, когда и сколько давать людям денег, когда они просят? Когда случилось что-нибудь, не дай Б-г, плохое, я даю и у меня не болит сердце. Тора учит милосердию. Но иногда просьбы людей регулярны, похожи на поборы. У меня пять детей, мы с мужем много трудимся, хочу быть защищена от пожирающего. С другой стороны, боюсь «впасть в суды», кто я, чтобы взвешивать чужие потребности, жизни. Может, я труд души так тяжело переношу. Ведь беднее я не становлюсь, даже наоборот.
Здравствуйте!
Согласно букве закона, если Вы отделяете маасер и отдаете его на нужды бедных или поддержку изучения Торы, Вы не обязаны давать милостыню каждому бедному, которого встречаете на улице или у порога дома. Но иногда стоит сделать больше, чем от нас требует закон. Тора нас учит милосердию. Поэтому, если мы видим нищего на улице, хорошо и правильно дать ему подаяние.
Не нужно давать много. Рамбам пишет, что лучше раздать небольшую сумму большему числу бедных, чем отдать всю эту сумму одному бедняку. Мы должны приучить себя давать, и потому, чем больше раз мы совершим это действие, тем глубже укоренится эта привычка и тем скорее она станет частью нашего характера.
Тора учит нас милосердию, но она же учит нас и разумному подходу. С желанием давать нужно обходиться разумно. Не стоит давать деньги подозрительным типам: мы не знаем, на какие цели они используют полученные средства. Человек не должен тратить много денег на цдаку, если у него не хватает средств, чтобы прокормить семью. Все должно быть вымерено и обдумано.
Что же касается Вашего опасения дать цдаку паразитам и тунеядцам, то здесь стоит упомянуть слова Хофец Хаима, сказанные им своему сыну, раву Арье-Лейбу. Рав Арье-Лейб спросил отца, почему тот распределяет деньги благотворительной кассы бедным, которые абсолютно здоровы и могли бы устроиться на работу и сами зарабатывать себе на жизнь? Неужели мы должны помогать тем, кто может, но не хочет работать? На что Хофец Хаим ответил примерно так: нищета — это не только материальная бедность, нищета — это еще и бедность духа. Если человек выбирает жить впроголодь, ходить в лохмотьях и жить в трущобах только ради того, чтобы не работать и существовать на милостыню, значит, он нищий, но в более широком смысле этого слова.
Хофец Хаим пояснил свои слова: до рождения человека Всевышний определяет, будет тот бедным или богатым, и в соответствии с этим дает ему душевные и физические свойства. Богатому, чтобы преуспеть в бизнесе, Он дает хватку, энергию и целеустремленность. Бедный же рождается ленивым, без желания действовать и чего-либо добиваться. Поэтому, говорит Хофец Хаим, мы должны помогать всем: и тем, кто болен и стар, и тем, кто выбрал жить в нищете и кормиться подаянием.
Поэтому не стоит опасаться случайно дать деньги не тому, вполне возможно, это именно такой бедняк, о котором говорил Хофец Хаим. Рассказывают про рава Ицхака Зильбера, что он давал деньги всем, кто у него попросит, не перебирая и не проверяя, нуждающийся перед ним или нет. Когда его спросили, почему он так поступает, он ответил, что лучше несколько раз подать не тому, чем один раз пропустить человека, который действительно нуждается в нашей помощи.
Нет гарантии, что человек, который стоит перед Вами, действительно нуждается в помощи, но есть гарантия, что, дав ему деньги, Вы исполните очень важную заповедь.
И в заключение приведем слова святой книги Зоар: тем, кого Всевышний любит, Он посылает особый подарок: стоящего на пороге бедняка, — чтобы дать им возможность выполнить великую заповедь цдаки. Так что, если Вам послали такой подарок, не упустите его, ведь, возможно, именно это принесет Вам и Вашей семье счастье, благополучие и удачу.
С уважением, Моше Сытин
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Помощь нуждающимся
Рав Моше Сытин
Когда распространился обычай так начинать свои записи?
Хафец Хаим,
из цикла «Любите делать добро»
Три части книги Ахават Хесед
Рав Барух Лехт
Рав Овадья Климовский
Кто будет жесток к милосердным?
Рав Бенцион Зильбер
Рав Моше Сытин
Как определить область «пеот»?
Рав Яков Шуб
Как не подать ей руку?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Добрые дела — один из столбов, на котором стоит весь мир
Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»
Человек должен стараться во всем, где может, вести себя согласно этому качеству.
Рав Реувен Пятигорский
Какой смысл, согласно Торе, в богатстве?
Рав Моше Сытин
Ведь так мы изменяем тот свой образ, который сотворил Б-г?
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его