Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Насколько были совершенны Адам и Хава?

Темы: Первородный грех, Свобода выбора, Берл Набутовский, Адам

Отложить Отложено

Шалом, уважаемые господа! У меня вопрос по публикации «Зачем Б-г создал несовершенного человека в несовершенном мире?». Насколько были совершенны Адам и Хава? Борис

Отвечает рав Берл Набутовский

Уважаемый Борис,

Сказано, что Адам даже после греха оставался гигантом духа — по нашим понятиям. Написано, что даже после смерти пятки Адама (самая низкая часть тела) сияли ярче солнца. Тем не менее, даже до греха Адам был не совсем идеален. Зачем это было нужно, понятно из ответа, на который Вы ссылаетесь. Если бы Адам принял правильное решение и не вкусил от плода Древа Знания, он достиг бы состояния относительного совершенства. Это состояние позволило бы ему попасть в Будущий мир и вечно наслаждаться познанием Вс-вышнего и приближением к Нему. Но на момент создания Адам, всё же, не был идеален.

В книгах (таких, например, как Михтав ме-Элиягу) объясняется, что Адам до греха не имел дурного начала. У него не было стремления грешить. Зло, которое присутствовало в мире на тот момент, «ограничивалось» змеем. Решение совершить грех было решением чисто интеллектуального характера, без примеси эмоций. Но сам факт, что у Адама была возможность принять неправильное решение, говорит о том, что он не был идеален.

С уважением, Берл Набутовский

Читайте: Почему Первый человек сделал неверный выбор?

Материалы по теме

Почему имя человек «Адам» связано с происхождением его тела (от адама — земля), а не с его душой?

Рав Натан Агрес

Для чего Хава подвела под грех своего мужа?

Рав Натан Агрес

У рыбы в животе. Книга Йона 1

Рав Берл Набутовский,
из цикла «Книга Йона»

Предопределение и свободная воля

Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»

Б-г абсолютен и безупречен во всех смыслах, — это аксиома и один из фундаментальных принципов Торы. Поскольку Он не подвластен времени, Ему известно будущее. Поэтому, если Б-г знает о намерении человека совершить то или иное действие, можно ли говорить, что человек поступает так по свободному выбору? По логике вещей, он вынужден совершить его, поскольку Творец знал об этом действии еще до его осуществления — никакого другого варианта просто нет. Человеку может казаться, что он выбирает между вариантами, но в действительности существует лишь одна возможность и у человека нет никакой свободной воли.


Эсав известен своим аморальным поведением и тягой к жестокости, в отличие от Яакова, которого Тора называет человеком прямым, преданным учебе. Эсав продал свое право первородства Яакова за похлебку, и это означало, что он отказывается от той духовной работы, к которой был предназначен. Вместо нее Эдом захотел для себя блага этого мира. Читать дальше