Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Расскажите поподробнее про порядок Шахарит...

Темы: Молитва Амида, Еврейская молитва, Шма Исраэль, Овадья Климовский, Шахарит

Отложить Отложено

Шалом, недавно начал больше внимания уделять молитве, точнее, раньше вообще не уделял. Почувствовал себя другим человеком. Вот сложились такие вопросы. Читаю по сидуру Тегилат Гашем. Сперва читаю утренние благословления с 6-ой по 10-ую страницы. Одеваю тфилин. Произношу благословление на тфилин. И… сбиваюсь, что дальше читать и как дальше молиться. В миньяне мне помогают. Но после молитвы все вылетает из головы, и на следующий день снова прошу помощи. Расскажите мне про порядок Шахарит и, если можно, поподробнее, или по Тегилат Гашем. И объясните, что такое Таханун и когда его читать.

Отвечает рав Овадья Климовский

Шалом и Вам!

Очень приятно было получить такой вопрос и порадоваться за Вас. Да поможет Вам Б-г на дальнейшем духовном пути!

Молитву Шахарит можно разделить на несколько этапов: утренние благословения, Псукей дэ-Зимра, Шма Исраэль с благословениями, Амида, Таханун, АшрэйУ-ва лэ-Цион и завершение.

Поскольку Вы ходите на миньян, можно предположить, что Вы не вынуждены выбирать только наиболее важные части молитвы из-за нехватки времени. Но на всякий случай заметим, что самыми значимыми частями молитвы являются Шма Исраэль и Амида (Шмонэ Эсрэ). Соответственно, те, кто не успевает прочесть Шахарит целиком, должны отдать предпочтение им.

Интересно, что микро — и макроструктура молитвы в чем-то идентичны. То есть, как вся молитва в целом, так и ее ядро — Амида, делятся на три части — подготовка к разговору с Царем, собственно разговор и прощание. Рассмотрим вкратце каждую из этих частей.

  • 1. Утренние благословения. Мы произносим благословения двух типов. 1) Благословения, предваряющие исполнение заповедей, например, омовение рук или изучение Торы. 2) Благословения, произнося которые, мы восхваляем и благодарим Творца за все, чем Он нас щедро наделяет каждый день, — как за возвращенные нам поутру душу, чувства и силы, так и за материальный мир, окружающий нас.
  • 2. Перед началом молитвы принято читать несколько отрывков из Торы (и из Мишны, если позволяет время), описывающих ежедневные корбанот (то, что принято по-русски называть жертвоприношениями). Если не хватает времени, то этот этап можно пропустить.
  • 3. Затем приступаем к Псукей дэ-Зимра. Мудрецы подобрали, в основном, из текстов Танаха, подходящие отрывки, призванные настроить нас на беседу с Творцом. Буквально это название можно перевести как «пение». Хотя мы не поем, душа наша должна прийти в такое состояние, какое бывает при пении хвалебных гимнов. Такое состояние бывает у человека, который поет не по «долгу службы», а потому что сам проникается величием Б-га.
  • 4. Важным этапом Шахарита является Шма Исраэль — символ еврейской веры, провозглашающей абсолютное Единство Творца, с сопутствующими ему предваряющими и завершающими благословениями. Эти благословения довольно длинные и готовят нас к тому, чтобы принять власть Всевышнего над собой, говоря Шма, и обратиться к Нему в молитве Амида. К началу благословений перед Шма следует перейти сразу, если совсем нет времени прочесть Псукей дэ-Зимра перед этим.
  • 5. Амида — Шмонэ Эсрэ. Эту молитву составили мудрецы, которые еще сидели в одном Собрании с последними пророками. В ней мы сначала говорим о милосердии Всевышнего, Его всемогуществе и святости — прежде всего для себя, чтобы понять, к Кому мы обращаемся теперь с просьбами. Затем ряд благословений выражает наши просьбы, сформулированные как общие, но можно добавить туда и личные просьбы, там, где они подходят по теме. В последних благословениях мы выражаем благодарность Б-гу, при этом прося Его принять нашу молитву среди молитв всего Израиля и дать нам возможность служить Ему на еще более высоком уровне, когда он вернет нам Храм. Амида — самая важная часть молитвы, которая помимо самостоятельной ценности, также заменяет в наше время корбанот. Во время Амиды нельзя прерываться и отвлекаться[1].
  • 6. Таханун. После Амиды, форма которой уже издревле неизменна, принято было обращаться к Всевышнему со слезной мольбой о своих проблемах. Мудрецы, однако, позаботились и об этой части молитвы, чтобы у нас был готовый текст, который поможет нам достичь наилучших результатов внутренней работы. В разных общинах есть свои, веками традиционно читаемые отрывки. В понедельник и четверг читают дополнительные тексты. В праздничные и полупраздничные дни Таханун пропускают. В общественные посты, наоборот, перед Тахануном читают еще особые покаянные молитвы — Слихот (они приводятся в конце сидура) и Авину Малкейну.
  • 7. На этом этапе молитвы в понедельник и четверг читают Тору — небольшой отрывок из начала текущей недельной главы. Так каждый еврей услышит слова Торы хотя бы раз в три дня.
  • 8. Затем читают Ашрэй, знаменитую главу Тэилим (псалом), где самое главное — не забыть прочувствовать фразу «Открывающий руку Свою и насыщающий все живое по желанию их», которая на самом деле является одной из важнейших в нашем мировоззрении. Произнося ее, еврей должен напомнить себе, что Всевышний дает КАЖДОМУ именно то, что ему НА САМОМ ДЕЛЕ НУЖНО. После Ашрэй есть мизмор (гимн) Яанха о том, что Всевышний не оставляет людей в беде. Его пропускают в праздники. Завершает этот этап сборник отрывков из Танаха, озаглавленный У-ва лэ-Цион. Он включает в себя своеобразное повторение Кдуши — освящения Имени Б-га, которую все вместе произносят во время повторения Амиды кантором.
  • 9. В конце молитвы у нас есть еще несколько приятных текстов. Мы напоминаем себе об обязанности прославлять Гоподина Мира (Алейну лэшабеах), читаем главы Тэилим (псалмы), которые в этот день недели пели в Храме левиты во время принесения дежурных корбанот, и немного учим Тору, вспоминая состав ежедневного воскурения в Храме.
  • Технические детали, когда и что читать, в каком месте читать самостоятельно, а где — с общиной, где стоя, а где — сидя, приводятся в большинстве сидуров. В различных сидурах также приводятся дополнительные тексты и молитвы, которые в разных общинах принято читать до и после основной молитвы, но большинство в наше время ограничивается перечисленным.

    С уважением, Овадья Климовский


    [1] Читая другие части молитвы, тоже нельзя просто так прерываться, но там есть ряд исключений и дополнительных правил, это отдельная тема.

    Материалы по теме


    События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

    Недельная глава Ваешев

    Рав Ицхак Зильбер,
    из цикла «Беседы о Торе»

    Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

    Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

    Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
    из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

    Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

    «Ваешев». Почему это происходит?

    Рав Бенцион Зильбер

    Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

    Врата востока. Недельная глава Ваешев

    Исраэль Спектор,
    из цикла «Врата востока»

    Человек не может знать планов Божественного управления!

    Недельная глава Ваешев

    Нахум Пурер,
    из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

    Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

    Три вида снов

    Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
    из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

    Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

    Йосеф и богатство Потифара

    Борух Шлепаков

    Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

    Ступень, на которую Тора может возвысить человека. Ваешев

    «Оцарот»

    Когда позорят и унижают человека — словно убивают его