Темы: Уважение, Книги, Яков Шуб, Святые тексты
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте! Скажите, пожалуйста, есть ли какие-то специальные правила или законы отношения к священным книгам? Если есть, не могли бы вы вкратце назвать основные и важнейшие? Заранее благодарю, Александр
Уважаемый Александр,
Большое спасибо за Ваш вопрос. Прежде, чем перейти непосредственно к ответу, уместно привести слова книги Решит Хохма (Шаар а-Йира, гл.15). Там приводится из книги Зогар: первое, с чего начинается суд над человеком в Рош а-Шана, это вопрос, относился ли он с должным уважением и трепетом к Всевышнему. Решит Хохма говорит, что это выражается в отношении ко всем вещам, в которых есть святость, в частности, к священным книгам.
Приведем некоторые основные законы обращения со священными книгами, касающиеся ситуаций, которые чаще всего встречаются на практике:
— Запрещено класть священные книги на пол или на землю (Рамо, Йорэ Дэа 282:7). Однако если книги находятся внутри какого-либо другого предмета, например, в коробке, сумке или пакете, то их можно ставить на землю (Микдаш меат 282:31, Гинзэй а-Кодеш 2:3, от имени Рава Элияшева зацаль и Рава Карелица шлита).
— Запрещено сидеть на стуле или скамейке, где лежат или стоят священные книги, однако если скамейка разделена на отдельные сиденья, то запрета нет (респонс Шевет а-Леви 3:11).
— Разрешено положить книгу на колени, однако запрещено облокачиваться на нее, когда она лежит на коленях, если только это не помогает изучению Торы (Рамо, Йорэ Дэа 282:7, Гинзэй а-Кодеш 2:7).
— Запрещено класть священные книги «лицом вниз». Открытую книгу тоже запрещено так класть, даже если это делают, чтобы не оставлять ее открытой, см. ниже. Тот, кто увидел книгу, которая лежит «лицом вниз», должен перевернуть, мидат хасидут также поцеловать ее. (Рамо, Йорэ Дэа 282:5).
— Запрещено оставить священную книгу открытой и уйти. Кроме того, что такое обращение с книгой неуважительно, это также приводит к тому, что забывается изученный материал (Бах, Шах, Йорэ Дэа 277:1). Разрешено покрыть чем-либо книгу и выйти. Существует мнение, что если человек отлучается на короткое время, то закрывать книгу не обязательно (Арух а-Шулхан 277, Гинзэй а-Кодеш 2:29).
— Тот, кто передает книгу другому человеку, должен сделать это правой рукой, соответственно, этот другой должен принять ее правой рукой. Левша должен делать это левой рукой (Сэфер Хасидим 109, Мишна Брура 208:18).
— Если увидели, что книга упала на землю, необходимо сразу же ее поднять. При этом принято поцеловать ее. Если упали книги и другие вещи, необходимо поднять книги в первую очередь (Бейт Лэхем Йегуда 282, Арух а-Шулхан 282:11, Сефер а-Хасидим 923).
— Уважительное отношение к священным книгам состоит также в том, чтобы возвращать их на место после окончания учебы — помимо того, что это, безусловно, сокращает время их поиска и, соответственно, не приводит к битуль Тора (Лев Элиягу, Берешит 273, Мишнат Раби Аарон 3, стр.19).
С уважением, Яков Шуб
Рав Ашер Кушнир
Как побороть тяжёлую телесную зависимость?
Авраам Борщевский
Вы уверены что ваша мезуза кошерна? Все не так просто...
Рав Яков Шуб
Говорят, она остается некоторое время на земле. Это правда или вымысел?
Гади Поллак
Гади Поллак
Мирьям Климовская
При этом он глубоко порядочен, благороден и талантлив
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Царица Суббота»
Законы, связанные с работой зажигания и тушения огня.
Рав Яков Шуб
Все эти законы — повод держать человека в страхе и наказывать его?
Рав Яков Шуб
В конце дней людям тоже придется ходить на работу?
Гади Поллак
Эмуна Браверман
Эта статья адресована женщинам, которые страдают от того, что на социальной лестнице их мужья оказались на более низком уровне, чем они сами. А еще — тем, кто попал в подобную ситуацию, собираясь вступить в брак, и не может принять «верное» решение…
Рав Яков Шуб
Зачем надо учить иврит? Изучение иврита — самоцель? А грамматика зачем нужна, ведь главное — понимать смысл? Изучение иврита — самостоятельная заповедь? Почему погибли Надав и Авиу?
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его