Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Кому, как не нам, надо пробудиться, воспрянуть, изменить все наши понятия, пути и дела — и вернуться к Творцу»Рабби Элияу Элиэзер Деслер
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух

1. Человек обязан почитать своего учителя и трепетать перед ним больше, чем перед отцом, поскольку отец дал ему жизнь в этом мире, а учитель дает ему жизнь в мире будущем.

2. Сказано в Писании: «Перед сединой вставай, и почитай старца». Под старцем здесь имеется в виду мудрец, как сказано: «Собери Мне семьдесят мужей из старцев Израиля» (а там, несомненно, их отбирали по мудрости, как сказано: «…о которых ты знаешь, что они — старейшины народа и надсмотрщики его»). Поэтому заповедь из Торы требует вставать перед мудрецом, исключительным знатоком Торы, даже если он не стар годами и не является учителем встающего; и также заповедь требует вставать перед «сединами», то есть перед человеком старше семидесяти лет, даже если он человек неученый — лишь бы это не был злодей. И даже старца-нееврея приветствуют уважительными словами и подают ему руку, чтобы поддержать его.

3. Если трое идут по дороге — раввин идет посередине, а остальные двое — позади него, и каждый держится от раввина чуть в стороне — более уважаемый с правой стороны, а менее уважаемый — с левой.

4. Позорить мудреца или ненавидеть его — большой грех. Иерусалим не был разрушен, пока в нем не опозорили мудреца, как сказано: «…и издевались над посланниками Б-га, и презирали Его слова, и обманывали его пророков», — то есть, позорили тех, кто преподает Его слова. И то же самое говорит Тора: «Если правилами Моими будете вы гнушаться…» — то есть, будете гнушаться теми, кто преподает эти правила. И всякий, позорящий мудреца, лишается доли в будущем мире, и к нему относится фраза: «…ибо слово Б-га опозорил». И запрещается пользоваться услугами изучающего Галаху.

5. Если у мудреца есть какой-либо товар на продажу, не дают никому торговать таким же товаром, пока он не продаст свой. Однако это действует только в том случае, если на этом же рынке нет неевреев, торгующих таким же товаром; если же неевреи торгуют тем же товаром, это правило не действует, поскольку из-за запрета евреям торговать этим товаром мудрец не получит никакой выгоды, и мудрецы не стали заставлять остальных торгующих терпеть напрасные убытки.

6. Если человек считается мудрецом в своем поколении, то есть может рассуждать о Торе и самостоятельно разобраться в большинстве мест Талмуда и сочинений законоучителей, и Тора — его основное занятие в жизни, даже если он немного занимается и ремеслом или торговлей, чтобы заработать на пропитание своей семье, а не для того, чтобы разбогатеть, и во всякий час, свободный от дел, он занимается Торой — согласно букве закона, он освобождается от всех налогов, даже если он богат. И даже подушный налог жители его города должны платить за него. И все здесь зависит от мнения уважаемых людей города.

7. Если мудрец легкомысленно относится к заповедям и в нем нет трепета перед Небесами — он числится среди самых презренных членов общины.

8. Если можно почтить коhена и простого еврея, равных по мудрости, заповедь требует почтить сначала коhена, как сказано: «…и освяти его…», — и выводят из этого мудрецы наши благословенной памяти, что для всего, что связано со святостью, то есть для всего, что кажется важным, он теперь освящен. То есть он должен быть первым среди читающих Тору, должен выступать первым во всех собраниях народа, первым говорить и первым рассуждать о Торе. И также при занятиях Торой он должен говорить первым. И также во время трапезы ему принадлежит преимущественное право произнести благословение на хлеб и Биркат а-Мазон, и ему дают лучшую порцию прежде остальных, участвующих в трапезе, кроме как в случае, когда среди простых евреев есть кто-то, превосходящий его в мудрости — тогда этому мудрецу первым дают лучшую порцию1. Однако, если коhен и простой еврей делят какое-то совместное имущество, нет необходимости давать ему лучшую долю, поскольку нет проявления уважения в том, чтобы дать ему лучшую долю: ведь всякий, кто хочет получить непременно лучшую долю общего имущества, никогда не будет иметь благословения.

Если в данном месте нет коhена, хорошо было бы почитать левита перед простым евреем всеми указанными способами, если левит и простой еврей не различаются по мудрости.

9. Запрещено пользоваться услугами коhена, даже в наше время, и это то же самое, что воспользоваться тем, что посвящено Б-гу, как сказано: «…и освяти его, так как хлеб Б-га он приносит». И также и в наше время, когда жертвы уже не приносятся, святость коhена сохраняется. Если же коhен не требует оказывать себе уважения, он имеет право это сделать (и можно воспользоваться его разрешением — перев.), поскольку его «коhенство» принадлежит ему, и он может отказаться от сопряженного с ним уважения и позволить простому еврею воспользоваться его услугами2, и тем более он имеет право оказать уважение простому еврею, почтив его первым в том, что указано выше. (И см. выше, глава 23, параграф 9).


1 если же коhен сам является мудрецом, пусть меньшим, чем простой еврей, лучше почтить его первым.

2 Некоторые же говорят, что, хотя сам коhен это и разрешает, пользоваться его услугами запрещено, кроме как в случае. Когда сам коhен получает от этого выгоду, например, за плату, или если его просит уважаемый человек. И правильно было бы следовать этому мнению. Использовать же коhена для черной работы, несомненно, не следует. Если один коhен оказывает услуги другому — возможно, это разрешено. Некоторые склоняются к тому, чтобы разрешить пользоваться услугами коhена, если он человек неученый; однако использовать его для черной работы следует воздержаться.


Ишмаэля, старшего сына Авраама, Тора называет «диким человеком» («пэрэ адам»). Многие считают, что взаимоотношения между Ишмаэлем и Ицхаком, младшим сыном и наследником Авраама, наложили свой отпечаток и на все последующие отношения между евреями — потомками Ицхака — и ишмаэльтянами, то есть арабскими народами. Читать дальше