Темы: Йешива, Изучение Торы, Работа, Ашер Кушнир, Государство Израиль
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныУ меня внук ушёл в йешиву и стал религиозным. И мне теперь стыдно, ведь он станет непродуктивным элементом. Что он даст теперь стране? Какой будет его вклад государству Израиля? Есть ли у вас на это вразумительный ответ?
В мире, где мы выросли, ваш вопрос, действительно, стоял очень остро. Там лелеяли с детства чувство долга государству, то есть, долга правящей партии и правительству. Но в мире, куда мы переехали, остро стоит другой вопрос. Не что я, как гражданин, дал или не дал стране, а что страна дала или не дала мне как гражданину. То есть, по-простому: человек во имя государства или государство во имя человека? По-видимому, можно привести веские аргументы в ту и другую сторону, но мы попробуем занять вашу позицию и присмотреться к тому, что здесь у нас происходит.
Каков вклад граждан в нашу страну? Задумался, и почему-то сразу пришли в голову неудачные примеры. Типа тех, кто получает пенсию от государства, не проработав в нём ни одного дня, или студентов, получивших субсидированное государственное образование и уехавших работать в другую страну. Почему-то вспомнились усилия богатой богемы внести свой вклад в страну, сидя за столиками кафе в Тель-Авиве и т.д. и т.п. Но, по-видимому, вы имели в виду вклад трудящегося класса, учёных, инженеров, обслуживающего персонала. Да, они работают, и, конечно же, все их мысли только о личном вкладе в государство Израиль. Получили лист с расчетом зарплаты, первым делом проверили, сколько уплыло на налоги, и «обрадовались» — это на существование еврейского государства…
Вот так все вкладывают в государство, кроме… религиозных. Поэтому вы правы, надо от них потребовать хоть какой-то «вразумительный» ответ: а что они дают государству Израиль?
В этой связи мне вспомнилась одна история, которую я прочитал несколько лет назад. Всё началось с того, что несколько журналистов опубликовали резкую сатирическую серию статей об одном научно-исследовательском институте по исследованию злокачественных опухолей. Выяснилось, что институт получает миллионные бюджеты, а результатов — никаких. В итоге поднялся общественный шум, и решили назначить комиссию, которая будет уполномочена проверить, куда уходят деньги. Когда начали проверять, то выяснилось, что большая часть бюджета уходит на зарплаты раздутого персонала института. Поэтому было принято решение пригласить всех сотрудников на личную беседу, чтобы понять, кто не вносит существенного вклада в работу института.
Первым был вызван садовник. Он ярко и с пылом разрисовал необыкновенную важность наличия ровных газонов и подстриженного кустарника для создания спокойной и творческой атмосферы в институте. Выслушав, комиссия единогласно приняла, что работе садовника нет замены, и он является важным звеном в достижении целей института. Заодно автоматически одобрили его двух помощников.
Затем одобрили сторожа в будке на въезде, который выделил для членов комиссии удобные места на автостоянке поближе к входу. Заодно не вызвал сомнений разносчик чая, который третий раз занёс поднос с прохладными и горячими напитками, печеньем, крекерами, бурекасами, бамбой, бисли и маленькими шоколадками. Ему не потребовалось ничего объяснять. Отличный парень.
Вклад заведующего складом в работу института был очевиден, как и его троих помощников. Совершенно необходимым оказался покрасчик, чтобы красить заборы и стены, ведь институт должен выглядеть прилично…
Перешли на библиотекаря, потом утвердили главного механика, зам. механика и просто механика. Компьютерный отдел не вызывал никаких сомнений. Заведующий, главный, три заместителя, один программист, техобслуживание… Все как один оказались важными и необходимыми для функционирования института.
И только под конец обнаружились те, кто никакого существенного вклада в работу института не внесли. Когда очередь дошла до ведущего учёного проекта, то ничего внятного в своё оправдание он не смог сказать. Ни он, ни его трое коллег не смогли ответить на элементарные вопросы — ни в каком направлении исследований обнаружится лекарство от рака, ни сколько времени это займёт, и совсем стали заикаться, когда их спросили, а уверены ли они, что вообще откроют это лекарство…
Заключение комиссии: уволить учёных, как паразитирующих, непродуктивных единиц, не вносящих никакого существенного вклада в работу института!
Это, вкратце, вся сцена реального театра абсурда. Теперь можно вас спросить: а был ли смысл спрашивать учёных, каков их вклад в работу института? А? Надеюсь, очевидно, что эти учёные и есть институт, они причина его появления и его существования. Они ничего не должны вкладывать и, наоборот, всех остальных надо спрашивать, каков их вклад в работу учёных!
Так и в нашем случае. Ваш внук и наши дорогие еврейские ребята, которые учатся в йешивах, — это сердце и душа еврейского народа. Они есть внутреннее содержание и причина существования еврейского государства на Земле Израиля. Поэтому вопрос не в том, каков вклад учащихся йешив в еврейское государство, а, наоборот, как вы и государство причастны к их учёбе!
А если такой аргумент покажется вам немного странным, то решите, что вы хотите.
Если просто демократическое государство, то в нём каждый волен жить, как он хочет и тогда не к кому предъявлять никаких претензий. Но если речь идёт о еврейском государстве, то спросите себя, что же делает его именно еврейским!?
Рав Овадья Климовский
Браха Губерман
Когда в наше время говорят о ешиве, думают действительно об организованном заведении, предлагающем комплексную программу, задуманную создателями крупнейшей ешивы Воложина в начале ХIХ века: конечно же, это место, где учатся, но студенты там также спят и едят и получают в этой обстановке воспитание и образование.
Рав Меир Мучник
Рав Меир Мучник отвечает на вопросы: может ли быть, что современное сионистское государство Израиль будет уничтожено, а родиной евреев станет, например, Украина? В Украине святости больше, чем в современном Израиле? Где евреи дома? Царство Машиаха будет о
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
Cказать о Виленском Гаоне, что он был вундеркиндом и всех поражал талантами и способностями, значит ничего не сказать
Рав Реувен Пятигорский
Рав Ашер Кушнир
И не стыдно вам не проливать кровь?
Журнал «Мир Торы»
Из многих книг еврейских мудрецов известно, что ешивы существовали в мире с самых древних времен. Еще до рождения наших праотцев: Авраама, Ицхака и Яакова, до начала истории еврейского народа
Рав Ашер Кушнир
Рав Ашер Кушнир
Хава Куперман,
из цикла «Уроки еврейской истории»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
14% взрослого еврейского населения Израиля определяют себя как «строго соблюдающие»
С. Бернфельд
"Рассадник фанатичных раввинов" и прообраз современных ешив
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Эсав сам преследовал Яакова и приложил все усилия, чтобы догнать брата
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
События, произошедшие с Яаковом и Эсавом, служат предысторией всего того, что переживали их потомки. Многовековое противодействие присутствует и в наши дни.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
Рассказ о двадцати годах жизни Яакова
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваеце
Рав Ефим Свирский
Рав Арье Кацин
Мой муж жив!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваеце» («И вышел») начинается с того, что Яаков отправляется в Харан, к Лавану-арамейцу, брату его матери Ривки, чтобы взять себе жену из его дочерей, и кончается его возвращением в родные края спустя двадцать с лишним лет с детьми, женами, слугами и стадами
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Б-г находится вместе с нами. Яаков почувствовал это, увидив сон о лестнице, ведущей в небо. Этот мир полон соблазнов, но следует помнить, что присутствие Творца помогает справиться с ними.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Четыре жены символизируют четыре лагеря ангелов, располагающихся вокруг Б-га. Разъяснение смысла борьбы с ангелом в человеческом обличье.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Лаван обвиняет Яакова в краже идолов. Праотец не знал, что Рахель похитила божка, и на нее пришлось произнесенное проклятие.