Темы: Машиах, Галут, Земля Израиля, Святость, Государство Израиль
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом, есть один вопрос, который не дает покоя. Может ли быть такое, что современное, сионистское государство Израиль будет уничтожено и родина евреев переместится в другое место, например, в Украину? Многие говорят, что там Святости больше, чем в современном Израиле.
Здравствуйте!
Предсказать, что будет наверняка, могут только пророки, которых сегодня нет.
Что касается сионистского государства Израиль, оно определенно построено не совсем по принципам еврейской религии и в своих сегодняшних организационных формах в конечном итоге не останется. Царство Машиаха, которого мы ждем, будет выглядеть иначе.
Другое дело, каким образом будет совершен переход к тому царству. Всякое возможно, но лично я искренне надеюсь, что современный Израиль уничтожен не будет: ведь это означало бы гибель очень многих евреев, которые в нем живут (и изгнание уцелевших — тоже дело трудное и трагическое). Хотелось бы, чтобы Израиль был преобразован каким-то мирным, безболезненным путем.
Кстати, согласно опросам, с течением времени все больше евреев в Израиле верят в Б-га и соблюдают Тору, целиком или частично, эти показатели постепенно растут. Это еще, конечно, не означает, что времена Машиаха вот-вот наступят, но кто знает, может быть, это первые шаги в данном направлении.
Что же касается перемещения родины евреев в другое, более святое место, то это исключено. По-настоящему святой, согласно Торе, является только Земля Израиля, и никакая другая страна в этом с ней не сравнится. Да, в наши дни святость Земли Израиля частично скрыта, но в конечном итоге она раскроется во всей силе. Да и сейчас эта святость все-таки остается, вне зависимости от формы государственности. И совершенно неясно, кто и на каком основании утверждает, что в какой-то другой стране, будь то Украина, или Россия, или Америка, больше еврейской святости. Если государство Израиль не святое, то чем те лучше?
(Израильская армия, кстати, пусть далеко не святая, все-таки, воюя с теми, кто открыто стремится уничтожить всю ее страну, старается избегать жертв среди мирного населения. Предупреждает жителей домов, которые собирается бомбить, и так далее. Достаточно сравнить это с действиями сторон в Донбассе или в Сирии, в Ираке или Афганистане, чтобы понять, как обстоят дела со «святостью»).
Единственное святое с еврейской точки зрения, что есть в Украине, — это могилы праведников, живших там на протяжении последних веков вплоть до событий 20-го века. Самая известная сегодня — могила раби Нахмана из Бреслава в Умани. Но есть в Европе много могил праведников: и в Польше, и в Литве, и в Германии. И в Израиле тоже есть. Впрочем, не в этом дело.
Даже когда на предыдущих этапах истории еврейская община в Земле Израиля уничтожалась и евреи были вынуждены перемещаться в другую страну — будь то Вавилон, Рим, Европа, Россия, Америка, — все это было не перемещение их родины, а их изгнание с родины. Родина остается в Земле Израиля, которая не прекращает быть святой, это неизменно.
Даже если на каком-то этапе истории евреям становится хорошо в другой стране, и даже если им позволяют быть собой и соблюдать законы своей религии, все равно там они остаются не дома, а в гостях. А если у кого-то возникает чувство, что они дома, то, в конечном счете, их ждет жесткая демонстрация иллюзорности этого чувства.
Такое было в средневековой Испании: сначала ощущение дома и «Золотой век», в конечном счете — инквизиция и изгнание. И в Германии было такое чувство: сначала Просвещение, но в конечном итоге — Холокост. В раннем СССР тоже было подобное чувство, но потом были кампании против «безродных космополитов» и «убийц в белых халатах». Теперь только в Америке остается подобное ощущение дома, евреям там хорошо, но, согласно опыту всех предыдущих «домов», расслабляться не стоит…
Ну, а упомянутая Вами Украина никогда такого ощущения не давала, скорее, наоборот. Погромы казаков Хмельницкого, гайдамаков, погромы в Гражданскую войну и, наконец, Холокост. Бабий Яр и подобные места практически в каждом городе.
Так что еврейским домом, кроме Земли Израиля, не может быть ни одна страна, в лучшем случае — спокойным временным убежищем. Остается лишь молиться за благополучие евреев везде, где они находятся, и за скорое, как можно более мирное восстановление истинного, святого дома для них в Земле Израиля.
С уважением, Меир Мучник
Рав Овадья Климовский
«Мессия» на Святом Языке звучит как машиах.
Рав Зелиг Плискин
Язык не только средство коммуникации, но и инструмент, который Тора дала нам для устранения из сердца негативных чувств.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Ашер Кушнир
И не стыдно вам не проливать кровь?
Рав Берл Набутовский
Всевышний рассеял евреев по миру. Мудрецы Израиля позволили поддержать дух в теле народа.
Рав Овадья Климовский
Давид Россоф,
из цикла «Наш наследный удел»
Даже самые простые будничные дела приобретают важный смысл благодаря особой атмосфере святости. Поэтому жители Эрец Исраэль должны очень серьезно и ответственно относиться к каждому своему поступку.
Рав Натан Агрес
Как избежать мук времен прихода Машиаха?
Рав Яков Доктор
Статья р. Яакова Доктора о религиозном отношении к Эрец Исраэль
Журнал «Мир Торы»
Удивительный парадокс: в устной Торе (Талмуде, Мидрашах) ведется подробное обсуждение вопроса веры в приход спасителя, именуемого Машиах, а в письменной Торе об этом нет ни одного упоминания!
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
...«Доброе утро, Владыка Вселенной! — обращался он на идиш к Творцу. — Я, Леви-Ицхак, сын Сары, из Бердичева, от имени Твоего народа вызываю Тебя на суд! Что Ты имеешь против Своего народа?! Что Ты насел на Свой народ?!…Я, Леви-Ицхак, сын Сары, из Бердичева, говорю: “Не сойду с этого места, пока не прекратятся бедствия народа Израиля, пока не придет избавление!”».
Рав Давид-Йеуда Вертлиб
Что такое изгнание?
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его