Выступает рав Галинский.
Есть известный вопрос. Вначале написано: «Рабами были мы у фараона в Египте», а после избавления: «Порабощены мы были у фараона в Египте». Почему начинают с «рабства», а заканчивают «порабощением»?
Ответ на это прост: рабство само по себе — это не такая уж страшная беда. Мы все вынуждены работать, трудиться, и лишь немногие из нас по-настоящему независимы. Однако, написано: «Когда будешь есть сделанное своими руками, счастлив ты и хорошо тебе» (Теилим 128:2). Рав из Коцка объяснял, что это относится именно к сделанному руками, а не к сделанному головой. Руки работают на работодателя, а мозг предан служению Б-гу! Но самое страшное, что произошло с евреями, — это то, что они «порабощены были у фараона в Египте». Они погрузились в сорок девять врат нечистоты, сказали: «Будем такими же, как другие народы, будем подражать их образу жизни и мышлению, перестанем быть самими собой!»
Вместе с этим разрешается и другой вопрос: почему говорится, что если бы Всевышний не вывел наших предков из Египта, то и мы, и наши дети, и внуки оставались бы порабощены в Египте? Ведь фараон уже давно сгинул, да и того Египта, какой был прежде, уже нет — еще Санхерив в свое время смешал все народы (Ядаим 4:4).
Но подчинение другим, потеря самих себя и подражание чужому — все это по-прежнему существует! Освобождение из Египта означает возвращение к себе, к своим истокам и своей уникальности. Как это происходит? «Когда выведешь народ из Египта, будете служить Всесильному на этой горе» (Шмот 3:12). Свободен лишь тот, кто занимается Торой (Авот 6:2).
Но мы живем внешней жизнью — тянемся за другими и увлекаемся чужим, находимся под впечатлением и подвергаемся влиянию. Один человек как-то говорил: «Самому мне ничего не нужно. Чего мне не хватает? Я готов был бы ходить одетым в мешковину, укрываться тряпками, носить рваную одежду. Но ради общества я одеваюсь прилично — вот, недавно купил новый красивый пиджак…
Но никто даже не сказал мне спасибо… неблагодарные!..»
Вы спросите: а что вообще можно сделать? Ведь общество навязывает свои стандарты, невозможно идти против течения.
Во-первых, давайте спросим себя: а так ли это на самом деле? Если толпа народа спешит к пропасти, что мы делаем? Позволяем их потоку унести себя туда же или прикладываем все усилия, чтобы пробиться в обратную сторону? Один из признаков чистой (кошерной) рыбы — она умеет плыть против потока. А вот мертвая рыба всегда плывет по течению.
Во-вторых, напомним один рассказ.
Говорят, у царя Шломо был верный раб, который, отработав весь срок, вышел на свободу. В качестве знака награды Шломо научил его понимать язык зверей и птиц, но дал ему строгое предупреждение: «Храни это для себя. Если расскажешь кому-то, умрешь в тот же день!»
Бывший раб вернулся в свою деревню, к себе домой, в семью. У него были бык и осел для земледельческих работ. Пользовался он ими, естественно, по отдельности (как того требует закон Торы). Осел заболел и ничего не ел из-за потери аппетита. Запряг хозяин быка, пахал на нем целый день, а к вечеру вернул его в хлев. Осел услышал, как бык стонет после тяжелой работы, и говорит ему: «Почему ты не делаешь, как я? Я вот закатываю глаза и отказываюсь от еды. Хозяин думает, что я болею, и оставляет меня в хлеву. Так у меня появляется лишний выходной!»
А хозяин услышал речь осла и засмеялся от всей души.
Жена удивляется: «Чего смеешься?»
Но он вспомнил о предупреждении, которое дал ему Шломо — что он умрет, если расскажет, что понимает язык животных. Он ушел от ответа, а жена и не настаивала.
На следующий день он хотел продолжить работу и увидел, что бык закатывает глаза и ничего не ест. Он снова засмеялся, а жена опять недоумевает: «Отчего вновь этот смех?» Но муж перевел разговор на другую тему.
Запряг он осла в плуг и пахал целый день. Вернувшись, осел стал подозревать, что бык теперь вообще пахать не захочет, и всю работу возложат на него. И говорит осел быку: «Слыхал? Хозяин сказал жене, которая ходила рядом, что если осел иногда болеет, тут ничего не поделаешь, а вот если бык продолжит болеть, надо будет его зарезать, пока он не сдох».
Ну что тут сказать? Осел оказался изобретательным, а хозяин, услышав все это, вдоволь смеялся.
В этот раз жена уже не могла уступить: «Что там в хлеву такого смешного? Ты просто обязан мне рассказать!»
Муж взволновался: «Не могу! Если расскажу — умру!»
«А мне неважно, — закричала жена, — ты ничего от меня не скроешь. Рассказывай все!»
«Ладно, ладно, — смирился он, — только дай мне завещание написать».
«Пиши давай, я жду», — не унималась жена.
Подавленный, хозяин отправился в свою комнату, а верный пес бросился за ним, предчувствуя грядущее несчастье. Когда подходили к двери дома, пес увидел гордого петуха с высоко поднятой шеей и гребешком.
«Устыдись, — рявкнул на него пес, — наш хозяин скоро умрет, а ты весь раздулся от гордости!»
Но петух лишь засмеялся: «Если он такой дурак, почему я должен страдать от его кончины? У меня двадцать жен, и все они меня слушаются! Пусть возьмет палку, махнет ею и поставит жену на место».
Глаза хозяина засияли: а ведь петух прав! Зачем идти на верную гибель — только из-за придирок жены?!
И тотчас он повернулся и сказал ей решительно: «Смеяться буду, сколько захочу, и не нужны мне никакие претензии!»
Жена сразу пошла на попятную: «А я ничего и не говорила! Делай, что хочешь».
Ясно, что это всего лишь притча. Иначе и думать не надо — она не направлена против женщин. Она показывает лишь силу влияния со стороны общества и окружения — то, как нас уносит за собой мода и чужое мнение.
Это подобно тому, как некий вор был пойман при попытке ограбления. Охранник, поймавший его, строго ему приказал: «Держись за конец веревки!» Тот так и сделал. Второй конец охранник привязал к забору и пошел звать полицию. А грабитель так и стоит — ведь веревка привязана к забору. Воистину, что за глупец? Отпусти свой конец веревки и беги, спасай свою шкуру! (Ве-игадта)
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его