Темы: Свобода выбора, РАМХАЛЬ, Даат твунот, Самосовершенствование, Берл Набутовский
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом! Помогите понять, почему мудрецы Торы учат, что Творец сотворил человека и весь мир НЕСОВЕРШЕННЫМИ, ведь Всевышний Сам назвал их сотворёнными «хорошо ОЧЕНЬ»? Получив ПО ОБРАЗУ Всевышнего — разум (интеллект), премудрость (логичность, способность постигать, видеть суть вещей), свободу (выбора), словесность, способность быть творцом, и поставлен повелевать миром (быть царём). Понятно, что получив ОБРАЗ, человек призван к ПОДОБИЮ: уподобиться Всевышнему (стать на Него похожим) в святости и совершенстве, научившись любить Творца и его творение. Любовь, милосердие, делание добра и т.п. НЕ МОГУТ быть свободному существу НАВЯЗАНЫ, поэтому стать подобными (в любви — как главная заповедь) можно только СВОБОДНО! Поэтому, если по логике признать, что Совершенство НЕ МОЖЕТ творить ПО СВОЕМУ ОБРАЗУ несовершенное и называть его созданным «хорошо очень», то, значит, Творец творит максимально совершенное творение («хорошо ОЧЕНЬ»), с возможностью достичь ПОДОБИЯ. Которое своей СВОБОДОЙ, с Б-жественной помощью, должно не только БЫТЬ совершенным, но и СВОБОДНО ПОСТУПАТЬ совершенно (т.е. богоподобно), т.к. СВОБОДА (данная по Образу Всевышнего) предполагает совершенному творению и не поступать богоподобно (творить волю не Всевышнего, а Нахаша). Мне видится, что Адам был сотворён СОВЕРШЕННЫМ (быть владыкой на земле по образу и подобию Творца), но по СВОБОДЕ выбора поступил против добра и поэтому не достиг ПОДОБИЯ, и повредил свою природу (отпал от источника любви и жизни, и обрёк на проклятие землю). В чём эти выводы относительно мнения, что Творец творит НЕСОВЕРШЕННОЕ, ошибочны? Потому что вижу не логичным создать по Своему образу НЕСОВЕРШЕННОЕ творение (Творец уже как бы Себя ограничивает?) и назвать его «очень хорошим»? С уважением, Михаил
Уважаемый Михаил,
Творец, будучи всемогущим, несомненно, мог создать человека, а также и весь мир, совершенными. Тем не менее, Он этого явно не сделал. Другими словами, мы видим, что творение совершенно не соответствует Творцу! Как это возможно?
Ответу на этот вопрос посвящена немалая часть книги Рамхаля (Рабейну Мойше Хаима Луцатто) Даат Твунот. Попытаюсь подытожить его ответ на этот вопрос в нескольких кратких фразах, и одновременно позволю себе посоветовать Вам изучить эту удивительную книгу самостоятельно.
1. Будучи источником блага, Создатель дать благо.
2. Чтобы дать благо, нужен тот, кто его примет.
3. Создатель создал творения, которые существуют как бы отдельно от Него и получают от Него благо.
4. Будучи всемогущим и совершенным, Создатель делает максимально возможное благо.
5. Создание получает максимальное наслаждение от близости к Создателю.
6. Для максимальной близости необходимо максимальное сходство.
7. Поэтому человек создан по Образу и Подобию.
8. Создатель Один по определению.
9. Следовательно, Создатель самодостаточен.
10. Человек, созданный по Образу и Подобию, максимальное наслаждение получает от дела рук своих, то есть, от самодостаточности.
11. Следовательно, чтобы дать творению максимальное наслаждение, необходимо позволить ему заработать это наслаждение самостоятельно.
12. Для того чтобы обеспечить творению возможность заработать наслаждение, нужно было создать несовершенный мир, который дал бы творению возможность приложить усилия к исправлению этого мира (который включает в себя и само творение — самого человека).
13. Получается, что цель создания мира достигается именно благодаря тому, что мир несовершенен.
14. Кроме того, робот, который действует по заложенной в него программе, не может называться «автором» собственных действий и не может получать награду за добрые дела и наказание за дурные.
15. Поэтому человеку дана свобода выбора, которая позволяет ему пожать плоды собственных усилий.
То есть, создание ИМЕННО несовершенного человека в ИМЕННО несовершенном мире создало человеку поле деятельности, на котором человек выполняет замысел Творца — самостоятельно зарабатывает себе наслаждение будущего мира. Всё это — при условии, что исправление мира происходит в результате свободного выбора, совершённого человеком.
С уважением, Берл Набутовский
Читайте: Как Всевышний создал то, что абсолютно Ему противоположно?
Мирьям Климовская
Влияние среды и воспитания, как и всяких "нейрофизиологических факторов" на поведение человека сильно преувеличено современной наукой. Почему?
Рав Келонимус Калмиш Шапиро,
из цикла ««Обязанности учеников» (Ховат аталмидим)»
Теперь тебе показали, что Б-г — Г-сподь, и нет никого, кроме Него
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Дерех Ашем, «Путь Творца»»
Перевод классической книги по еврейской философии великого каббалиста р. М.Х.Луцатто "Дерех Ашем".
Рав Берл Набутовский,
из цикла «Книга Йона»
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Рав Берл Набутовский
Что надо читать, чтобы найти пропавшего?
Рав Натан Агрес
Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»
Б-г абсолютен и безупречен во всех смыслах, — это аксиома и один из фундаментальных принципов Торы. Поскольку Он не подвластен времени, Ему известно будущее. Поэтому, если Б-г знает о намерении человека совершить то или иное действие, можно ли говорить, что человек поступает так по свободному выбору? По логике вещей, он вынужден совершить его, поскольку Творец знал об этом действии еще до его осуществления — никакого другого варианта просто нет. Человеку может казаться, что он выбирает между вариантами, но в действительности существует лишь одна возможность и у человека нет никакой свободной воли.
Рав Натан Агрес
Рав Реувен Куклин
Все предопределено, и свобода дана?
Рав Яков Шуб
Учусь в университете, читаю много книг, хожу на лекции, но считаю, что этого недостаточно...
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Маамар аикарим — Основы»
Из статьи «Основы» (Маамар аикарим)
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Эсав сам преследовал Яакова и приложил все усилия, чтобы догнать брата
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
События, произошедшие с Яаковом и Эсавом, служат предысторией всего того, что переживали их потомки. Многовековое противодействие присутствует и в наши дни.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
Рассказ о двадцати годах жизни Яакова
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваеце
Рав Ефим Свирский
Рав Арье Кацин
Мой муж жив!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваеце» («И вышел») начинается с того, что Яаков отправляется в Харан, к Лавану-арамейцу, брату его матери Ривки, чтобы взять себе жену из его дочерей, и кончается его возвращением в родные края спустя двадцать с лишним лет с детьми, женами, слугами и стадами
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Б-г находится вместе с нами. Яаков почувствовал это, увидив сон о лестнице, ведущей в небо. Этот мир полон соблазнов, но следует помнить, что присутствие Творца помогает справиться с ними.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Четыре жены символизируют четыре лагеря ангелов, располагающихся вокруг Б-га. Разъяснение смысла борьбы с ангелом в человеческом обличье.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Лаван обвиняет Яакова в краже идолов. Праотец не знал, что Рахель похитила божка, и на нее пришлось произнесенное проклятие.