Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Всевышний не сможет сказать злодею: «Отчего ты совершил своё злодеяние? Я же тебя не упоминал конкретно!» Ведь тогда злодей сможет Ему возразить: «Ведь на тех, кто не служил идолам, не распространяется Твоё постановление! И через кого же тогда оно осуществится?»

На протяжении еврейской истории наш народ не раз терпел страдания, гонения, унижения. Тора в нескольких местах говорит о такого рода наказаниях как результате нарушения союза с Всевышним. Но возникает правомочный вопрос: отчего же все те люди, которые были исполнителями этих наказаний, всегда наказывались Всевышним?

Разберём этот вопрос на примере египтян, которые в недельной главе получили свое завершающее наказание при рассечении Красного моря после целой серии казней в предыдущих главах.

Отметим, что египетское изгнание было предсказано нашему праотцу Аврааму во время заключения так называемого Брит бейн а-бэтарим (союза между рассеченными частями животных). Там Тора говорит так: «И сказал (Всевышний) Аврааму: знай, что пришельцем будет потомство твое в земле, им не принадлежащей, и поработят их, и мучить будут четыреста лет. И так же народ, которым они будут порабощены, сужу Я (буду судить), а после этого выйдут с имуществом большим» (Недельная глава «Лех леха» 15, 13-14).

Мнение Рамбама

Рамбам в знаменитой шестой главе «Законов раскаяния» рассматривает этот стих Торы и пишет, в частности, следующее: «Вот, сказано в Торе: и поработят, и будут их мучить. Из этого видно: Всевышний постановил, чтобы египтяне делали дурное». Рамбам продолжает и приводит еще один пример: «Пишет Тора: и встанет народ этот, и развратничать и блудить будет за богами чужих земель. Вот, постановил (Всевышний), чтобы евреи служили идолам. Почему же постигло их всех возмездие? Поскольку не повелел Он какому-то конкретному, известному человеку быть этим развратником (служащим идолам), а просто — каждый из тех, кто служил идолам, если бы не хотел служить — не служил бы. И не сообщил Всевышний ничего, кроме того, что обычно происходит в мире. Как будто сказал Всевышний: в народе этом будут и праведники, и злодеи. Не может же из-за этого злодей сказать: уже постановил Всевышний, что я буду злодеем, — из-за того, что сообщил Всевышний Моше, что будут злодеи среди Израиля. Точно так же, как сообщил Всевышний в Торе, что никогда не переведутся бедные на земле. И так же египтяне — каждый из этих людей, притеснявших евреев и причинявших им зло, если бы не хотел делать им зла, — имел на это право, т.к. Всевышний не постановил, что это будет какой-то конкретный человек, а только сообщил, что потомство (Авраама) будет порабощено в земле чужой».

Отметим также, что Рамбам в этой главе рассматривает фундаментальный вопрос о невозможности отсутствия свободы выбора у человека. Т.е. поскольку свобода выбора всегда остаётся у человека, он имеет право выбрать и несёт ответственность за свой выбор. Кроме тех исключительных случаев, когда, как было с фараоном, из-за того, что он сознательно нарушал многие запреты, постановили на Небесах, что он теряет свободу выбора — это наказание за его предыдущие дела. Если подытожить мнение Рамбама: любой человек вправе выбрать, быть ли орудием наказания в руках Всевышнего.

Есть очень красивая история, иллюстрирующая мнение Рамбама. Ее приводит Талмуд в трактате Гитин 56а. Римский император Нерон направился в землю Израиля, дабы проверить, действительно ли взбунтовались евреи против римской власти. Приближаясь к городу, он послал несколько стрел на Север, Юг, Запад и Восток, и все они упали в Иерусалиме. Нерон подозвал к себе еврейского ребенка и попросил его сказать последнее предложение из Торы, которое он учил сегодня. Мальчик процитировал слова пророка Йехезкеля: «И передам Я месть Мою над Эдомом в руку народа моего Израиля. И свершат ее над Эдомом по гневу Моему и ярости Моей, и знать будут месть Мою, — сказал Господь Всесильный». Тогда Нерон воскликнул: «Всевышний хочет разрушить Свой дом, а руки вытереть о того человека, который это сделает?!» Гемара говорит, что он все оставил, принял иудаизм и его потомком стал раби Меир.

Вот чёткий пример — подтверждение мнения Рамбама. Иерусалимский Храм, в конце концов, всё равно был разрушен римскими легионами, а разрушитель Титус понес страшную кару. Но его соотечественник выбрал совершенно другой путь и удостоился совершенно другой участи.

И ещё один, уже современный пример. После образования государства Израиль было собрание мудрецов Торы. Обсуждалось, реально ли восстановить Тору на новом месте после огня Катастрофы. Рассказывают, что были люди, которые выразили то ли отчаяние, то ли неверие, то ли говорили об огромных трудностях, ожидающих на пути к этой цели. Рав Шломо-Йосеф Каанман, а-Поновичер Ров, встал и сказал: «Запомните, Тора — восстановится. Вопрос только — кто заслужит быть тем, кто будет её восстанавливать. И поэтому нужно вставать и делать, а не рассуждать о сложностях и возможных перипетиях». И, действительно, этот человек стал тем, кто в огромной степени восстановил изучение Торы в Земле Израиля после войны.

Мы опять же видим, что, как пишет Стайплер, рав Исроэль-Яаков Каневский, в своей книге «Хайей Олам»: «Есть обещание Всевышнего, что Тора никогда не забудется еврейским народом, но каждый конкретный человек имеет полную свободу выбора: идти с Торой или нет. И даже — распространять ее или не заслужить этого».

Мнения Раавада и Рамбана

Раавад в своем труде «Возражения Рамбаму» писал о двух примерах.

  1. Служение идолам среди злодеев еврейского народа. Всевышний не сможет сказать злодею: «Отчего ты совершил своё злодеяние? Я же тебя не упоминал конкретно!» Ведь тогда злодей сможет Ему возразить: «Ведь на тех, кто не служил идолам, не распространяется Твоё постановление! И через кого же тогда оно осуществится?»
  2. По поводу египтян: это не вопрос, говорит Раавад, т.к., во-первых, Всевышний всегда посылает возмездие дурному человеку через другого дурного человека, а потом взыскивает с него. И египтяне были теми дурными людьми, через которых должно было осуществиться постановление Всевышнего о потомстве Авраама. И получили они соответственно своему злому умыслу. И если бы отпустили евреев раньше, наказаны были бы меньше. А во-вторых, Всевышний постановил: «будут порабощены они и будут мучить их». А египтяне заставляли их работать непосильно и убивали, и топили, как сказано у пророка Захарии: «Я прогневался немного, а они помогли злу, поэтому понесли своё наказание».

Первое обоснование Раавада находит себе подтверждение в словах наших мудрецов о том, что всегда наказание или зло приходит из плохого источника, а добро — от праведника. Т.е. — как сказано в молитве, которую читают перед сном: «Да не будет никто наказан из-за меня». Так как тот, из-за кого был наказан другой человек, не сможет приблизиться к Всевышнему. Т.е. если мы орудия наказания — значит, наш духовный уровень соответствует этой роли. Поэтому работать палачом или карателем всегда выпадает людям соответствующего духовного уровня. И оправдание «работа у нас такая» не оправдывает. Мы всегда должны стараться нести только добро. (Оговоримся, что мы не имеем в виду тех, кто выполняет заповедь защиты других и себя с оружием в руках).

Второе обоснование Раавада находит развитие в комментарии Рамбана на стих Торы о порабощении евреев (Бэрейшит 15, 13-14). Рамбан, в частности, пишет: «Египтяне будут судимы за то, что сделали им (евреям), и не будут освобождены из-за того, что выполнили Моё постановление, т.к. Всевышний постановил немного, а они добавили, бросали мальчиков в реку, делали им горькую жизнь и думали стереть их с лица земли. И это то, что Всевышний говорит: и буду их судить: сделали они так, как постановил Я, или добавили соответственно своему злому умыслу».

С мнением же Рамбама Рамбан не согласен, т.к. если есть пророчество от Всевышнего и кто-то берёт на себя инициативу и выполняет его — в чём же его грех? Более того, постановление было о порабощении НАРОДА народом. Евреи сами пришли в Египет. Но наказание и египтян, и Невухаднецара, царя Вавилона, который тоже слышал пророчество Всевышнего о разрушении Иерусалима, было следствием их огромного собственного желания уничтожать, убивать и издеваться над евреями. Т.е. у египтян и Невухаднецара не было чистых намерений стать проводниками пророчества Всевышнего, но они с удовольствием воспользовались моментом, вложились в уничтожение евреев так, как хотели. (В качестве дополнительного аргумента Рамбан упоминает желание Невухаднецара расширить своё государства, воспользовавшись ситуацией). Но, если исключить момент пророчества, возможно, Рамбан согласится с мнением Рамбама: а зачем, собственно, быть палкой в руках Всевышнего, если «адресного» пророчества не было?

Подытожим: Раавад и Рамбан считают, что роль египтян в истории полностью соответствовала их духовному уровню и их желанию навредить евреям. И за это они были наказаны.

Общий итог нашей статьи: даже если скажем, что наше предположение о согласии Рамбана с Рамбамом неоднозначно, рав Деслер говорит о том, что разные подходы в вопросах Агады, т.е. не законодательной, а мировоззренческой и философской части Устной Торы, не есть спор или противоречие, а есть взаимодополняющие взгляды. Поэтому во всей мировой истории:

  1. Никого конкретно никогда не заставляли преследовать евреев.
  2. Палачами всегда становятся те, кто подходит на эту роль.
  3. Даже выполняя пророчество Всевышнего, не стоит усердствовать.

И стоит знать, что на все эти факторы у Всевышнего есть весы алмазной точности.


В этой главе Тора продолжает повествовать о жизни праотца Яакова: Яаков возвращается в родные края, где ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Читать дальше

Недельная глава Ваишлах

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Итак, Яаков возвращается в родные края. Ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Недельная глава «Ваишлах» («И послал») начинается с рассказа о том, как Яаков готовился к встрече с братом. Он сделал три вещи: собрал подарок, помолился Б-гу и снарядился к войне. И все эти три действия имели глубокий смысл. Начнем с третьего. Всех своих спутников, и скот, и верблюдов Яаков разбил на два отряда. Расчет у него был такой: если погибнет один отряд, то может спастись второй. Действие Яакова учит нас, что нельзя сосредоточивать все в одном месте...

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваишлах

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Почему молчал Яаков?

Борух Шлепаков

Праотец переживает страшную трагедию. Его дочь Дина становится жертвой притязаний Шхема. Почему же Яаков молчал, узнав о произошедшем?

Недельная глава Ваишлах

Рав Реувен Пятигорский

По материалам газеты «Исток»

«ВАИШЛАХ» («И ПОСЛАЛ»). Две опасности

Рав Бенцион Зильбер

Яаков уходит от Лавана и возвращается на родину. Ему предстоит встретиться с Эсавом, что небезопасно, поскольку, как сообщили Яакову вестники, Эсав вышел ему навстречу с большим отрядом. Яаков отправляет Эсаву дары, на всякий случай готовится к бою, разбив свой лагерь на два стана, и просит Б-га о благополучном исходе встречи. Далее в главе говорится о разрушении города Шхема, о рождении у Рахели второго сына — Биньямина (двенадцатого сына Яакова), а также о смерти Рахели и Ицхака. В конце главы приводится родословная Эсава.

Сделка с дьяволом или сила духа?

Рав Арье Кацин

Коментарии к недельной главе Льва Кацина

Врата востока. Недельная глава Ваишлах

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Ваишлах

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Встреча с Эсавом, не забывшим давние обиды — продажу первородства и дерзкое похищение отцовского благословения, — не сулила Яакову ничего хорошего