Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Чтобы с радостью и охотой принимать уроки учителя, ученик должен знать о двух его качествах. Учитель мудрее его и лучше знает, что ему нужно, и изо всех сил печётся о его благе, и кроме блага ученика ему ничего не нужно»Рав Симха Зисл Зэев — Альтер из Кельма, Хохма у-Мусар, маамар 225

Можно ли в субботу собирать пазл?

Темы: Суббота, Досуг, 39 мелахот, Яков Шуб, Игра

Отложить Отложено

Шалом! Вопрос предназначается раву Якову Шубу. Шалом, Рав! Можно ли в шабат собирать пазл? С уважением, Николай

Отвечает рав Яков Шуб

Уважаемый Николай,

Большое спасибо за интересный вопрос. Запрещено складывать в субботу пазл, где части картинки соединяются между собой или складываются в специальную рамку, т.к. это является рисованием — работой, производной от «писания» (котев), одной из 39 работ, запрещенных в субботу.

Суть игры «пазл» заключается в собирании заранее нарисованной картинки или надписи из имеющихся маленьких фрагментов, которые соединяются между собой. Для того чтобы понять, разрешено ли играть в такую игру в субботу, надо разобрать два вопроса:

  • 1. Относится ли к работе котев составление картинки из имеющихся маленьких фрагментов?
  • 2. Относится ли к работе котев соединение между собой маленьких фрагментов картинки?
  • Безусловно, в рамках ответа на сайте нет возможности разобрать эти вопросы детально, поэтому ограничимся лишь рассмотрением основных идей.

  • 1. Несколько столетий назад величайшие мудрецы того поколения рассматривали подобный вопрос, а именно: разрешено ли открывать и закрывать книгу, на обрезе которой написано её название? Т.е. каждый раз, когда человек открывает и закрывает книгу, буквы на обрезе разделяются на части и вновь соединяются, что можно рассматривать как их стирание и писание.
  • Рамо (респонс 119) детально разбирает этот вопрос и приходит к заключению, что в субботу разрешено открывать и закрывать такую книгу потому, что соединение и разделение частей букв не считается писанием и стиранием. К такому выводу он приходит на основе гемары в трактате Шабат (104 б), где сказано, что человек, который написал в субботу одну букву в одном городе, а другую — в другом, нарушил запрет Торы. Гемара объясняет: причина в том, что человек написал буквы в субботу и, таким образом, нарушил запрет. А тот факт, что буквы находятся не рядом, не является существенным. А написание двух букв подряд — минимальное «количество» письма, при котором запрет считается нарушенным. Соответственно, можно сделать вывод: если бы буквы были написаны до субботы, то нет проблемы в том, чтобы соединять и разъединять их. Еще один довод, который приводит Рамо: все элементы надписи были созданы, соединены и «подготовлены к употреблению» до субботы.

  • 2. С этим постановлением согласны также авторы комментариев Таз (340:2) и Приша, которые приводят и другие аргументы в пользу разрешения открывать и закрывать такую книгу. Например: надпись была сделана на обрезе книги, которая изначально предназначена для того, чтобы её постоянно открывали и закрывали. Поэтому это не считается стиранием и писанием так же, как открывание и закрывание двери не считается строительством (Мишна Брура 340:17).
  • 3. Однако другие галахические авторитеты (Маген Авраам, Левуш, Маамар Мордехай 317, Авнэй Нэзэр 210) не согласны с этим выводом. Они отвергают доказательство Рамо из гемары в Шабат, приведенное выше: в Гемаре говорится о том, что нет запрета соединять и разъединять уже написанные буквы, поскольку нарушение запрета котев в субботу заключается в написании букв, а составление слов из уже имеющихся букв не запрещено. Что же касается надписи на обрезе книги, то там речь идет не о составлении слов из букв, а о составлении самих букв, что является нарушением запрета, даже если части буквы были написаны до субботы.
  • 4. Мишна Брура также рассматривает этот вопрос и приходит к заключению: изначально не следует писать буквы на обрезе книги. А если надпись все-таки была сделана, открывать такую книгу разрешено, только если нет другой книги. Хазон Иш (61:2) опровергает доводы тех, кто разрешает открывать такие книги.
  • 5. Что же касается вопроса о пазле, то здесь больше оснований для запрета: в отличие от открывания и закрывания книги, где человек не заинтересован в появлении надписи, здесь основной целью является именно составление картинки.
  • 6. Теперь перейдем к рассмотрению вопроса о том, является ли соединение между собой маленьких фрагментов картинки нарушением запрета писать.
  • Маген Авраам (340:10) считает, что в субботу нельзя пришивать серебряные буквы к ткани, т.к. это является нарушением запрета котев (Мишна Брура 340:22). Т.е. по мнению Маген Авраама, хотя буква была изготовлена до субботы, ее прикрепление к поверхности рассматривается как писание на поверхности и, соответственно, запрещено. С одной стороны, можно было бы сказать, что этот запрет относиться только к ситуации, когда буква или ее часть была до этого «вырезана» и не находилась ни на какой поверхности. Но если буква или ее часть уже была написана на какой-то поверхности, например, на бумаге, то прикрепление листа бумаги с написанной буквой не будет считаться писанием. Ведь у этой буквы есть «своя» поверхность (см. Шмират Шабат кэ-Илхата 16, прим. 64).

    Однако некоторые галахические авторитеты не только соглашаются с постановлением Маген Авраама, но и расширяют его, утверждая, что запрещено не только помещать буквы или части букв на поверхность, но и соединять их или помещать в какую-либо рамку независимо от того, есть у них «своя» поверхность или нет (Игрот Моше 1:135).

  • 7. По этим причинам многие современные галахические авторитеты запрещают собирать в субботу пазл, в котором части картинки соединяются между собой (Шмират Шабат кэ-Илхата 16:23, Орхот Шабат 15:14, Мегилат Сефер 18:4—5).
  • С уважением, Яков Шуб

    Материалы по теме