Темы: Коэн, Чудеса, Авраам, Десятина, Овадья Климовский, Сдом
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом! У меня два вопроса по Берейшит. В 14\10 написано: «В долине Сидим множество ям смоляных, и обратились в бегство царь Сдома и царь Аморы и упали в них; а остальные в горы бежали», а в 14/17 вновь упоминается царь Сдома: «И вышел царь Сдома навстречу ему, когда он, разбив Кедорлаомера и царей, которые с ним, возвратился в долину Шаве, она же долина Царская». Получается, что царь Салима спасся из смоляной ямы?
В 28\20-22 сказано: «И дал Йааков обет… и от всего, что Ты дашь мне, я отделю десятину Тебе». Куда и кому отделялась десятина, храма не было, коэнов тоже, как фактически Йааков исполнял данный обет? Спасибо.
В.
Шалом, уважаемый В.
1. Вы правы. Мидраш пишет, что Всевышний сделал чудо для царя Сдома и вытащил его из ямы (комментаторы отмечают, что это были глиняные ямы, попав в которые, человек уже не мог выбраться). По простому пониманию, как приведено у Раши, это чудо было сотворено ради тех людей, которые не верили в чудесное спасение праотца Авраама из огненной ямы. Узнав о спасении царя Сдома, они должны были поверить и в историю Авраама. Однако Рамбан недоумевает: почему из-за чуда, сделанного для идолопоклонника, люди вдруг поверили бы в чудо, сделанное для Авраама — по их понятиям, «иноверца». Наоборот, это могло укрепить их веру в своих идолов. Поэтому, поясняет Рамбан, следует понимать эту историю следующим образом: Авраам искал спасенных им царей в районе этих ям. Когда он проходил мимо ямы, куда упал царь Сдома, то случилось чудо: царь поднялся на поверхность. То есть, было очевидно, что чудо свершилось исключительно ради заслуги Авраама. Тогда, конечно, недоверчивые легко могли сделать вывод: если их царь спасся чудом, стоило лишь праведнику подойти, тем более Всевышний мог сделать подобное чудо для самого Авраама. Возможно, Раши полагал: людям было достаточно узнать, что такое чудо возможно, чтобы поверить и в историю спасения Авраама.
2. Самым простым ответом на этот вопрос может служить пример Авраама, отдавшего десятину Шему (Малки Цедеку), названному «священником Всевышнего». Яаков мог отдать обещанное его правнуку Эверу, у которого учился в ешиве. Можно было и самому определять, на какие благотворительные цели отдать десятину. Это соответствует мнению многих комментаторов, которые полагают, что Яаков имел в виду не десятину от урожая, а десятину от денежной прибыли. Мудрецы (в Талмуде и мидрашах) из слов Яакова делают вывод, что размер благотворительности не должен превышать одной пятой стоимости имущества дающего; это также подтверждает мнение о том, что речь идёт о десятине от денежной прибыли. Есть и другие комментарии. Так, например, Нэцив из Воложина пишет в комментарии Аамек давар: Яаков имел в виду, что будет приносить жертвы Всевышнему на сумму десятины. Наши мудрецы отметили, что Яаков выполнил свое обещание не только в материальном плане — одного из своих сыновей, Леви, Яаков посвятил полностью служению Б-гу. Впоследствии левиты служили в Храме и учили народ Торе. Однако как определить, сколько сыновей и каких именно отец должен был посвятить Всевышнему? Ведь у него было 12 сыновей, получается, что один — это меньше одной десятой. Мидраш Рабба (70 гл.) объясняет: на самом деле у Яакова было не 12, а 14 сыновей, так как своих внуков Эфраима и Менаше он поднял до уровня их отца. С другой стороны, у четырех праматерей были, соответственно, четыре первенца, которые не подлежат подсчету, ибо сами обладают особой святостью. Так что остается ровно 10, из которых был отделен один. Интересно, что этот подход напоминает способ отделения десятины от урожая, когда отделяется десятая часть всего, что есть. А Мидраш Танхума приводит другое объяснение: Леви является десятым сыном, если считать с конца… Так отделяется маасэр от домашних животных — каждый десятый.
С уважением, Овадья Климовский
Читайте:
Неужели Авраам был сваном?
Тема Чудо и чудеса
Рав Реувен Куклин
И как это наследуется?
Рав Бенцион Зильбер
Правда, что во времена Храма было три десятины?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Еврейские священники
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Отделение десятины от дохода — Маасер ксафим»
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ
Как могут существовать чудеса? Из очерка "Основы".
Рав Овадья Климовский
Как сложился еврейский календарь?
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Многие явления природы настолько чудесны и удивительны, что человек, даже не склонный задумываться над тайной творения, испытывает невольный восторг, наблюдая их.
Рав Овадья Климовский
Тора велит нам бережно относиться к Имени Всевышнего …
Рав Моше Пантелят
Авраама принято считать основателем монотеизма, первооткрывателем, проложившим дорогу не только своим потомкам-евреям, но и миллионам людей на всем земном шаре. В чем состояло открытие Авраама?
Рав Реувен Куклин
Там нет ничего живого — это ещё одно предупреждение, что лезть туда не нужно
Рав Реувен Пятигорский
«Оцарот»
Жители Сдома узаконили различного рода мерзости, а их потомки продолжили начатое дело. История про милиционера и ешиботника.
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его