В наш век Интернета, электронной коммерции и социальных сетей люди часто покупают недорогие подержанные вещи на сайтах электронных объявлений. В этом нет ничего необычного. Однако для раби из американского города Нью-Хэвен двести долларов, которые он заплатил за подержанный письменный стол, купленный на одном из таких сайтов, стали вложением, принесшим поразительные дивиденды.
Вернувшись домой с покупкой, раби Мурофф и его жена обнаружили, что стол слишком велик и не проходит в дверь. Когда стол разобрали, из него выпал мятый пакет, когда-то, видимо, завалившийся за выдвижной ящик и так и застрявший в столе. В пакете оказалось $98 000.
В интервью местному телеканалу раби, преподаватель ешивы Нью-Хэвена, рассказал: «Мы с женой в изумлении посмотрели друг на друга и одновременно сказали: “Мы не можем оставить это себе”».
Бывшая хозяйка стола, которой они позвонили сообщить о находке, от удивления и радости потеряла дар речи. Она получила эти деньги в наследство, положила в стол, и они бесследно исчезли.
После того, как супруги Мурофф вернули пакет его благодарной владелице, они получили от нее письмо: «Не могу выразить, как я признательна вам за вашу честность и порядочность. Немногие на вашем месте поступили бы так же. Я всегда верила, что в нашем сумасшедшем мире не перевелись еще хорошие люди, и вы, несомненно, одни из них»
Приняв решение вернуть деньги, раби Мурофф с женой выполнили одну из высочайших заповедей иудаизма — Кидуш а-Шем, освящение Имени Всевышнего достойными делами.
Когда еврейский народ у горы Синай получил Тору, мы не только взяли на себя обязательство выполнять 613 ее заповедей, мы также согласились быть представителями Всевышнего перед другими народами, Его командой по связям с общественностью. Своим поведением мы должны показывать другим народам пример того, как надо жить. Но когда мы ведем себя недостойно, мы тем самым снижаем моральную планку всего человечества.
Именно поэтому, кстати, пресса так любит акцентировать внимание на наших ошибках и недостатках — не только реальных, но и вымышленных. Например, когда в средствах массовой информации освещался скандал, в котором был замешан один американский финансист, осужденный, в конце концов, за мошенничество, девять из десяти репортажей упоминали, что он еврей, хотя этот факт не имел никакого отношения к существу дела. Каждый день распространяется по всему миру лживая информация о евреях и об Израиле как о государстве апартеида, нарушающем права человека.
Почему? Потому, что это позволяет снизить планку всем остальным.
Но каждый раз, когда мы совершаем Кидуш а-Шем, мы заглушаем голоса наших недоброжелателей и наполняем мир вокруг нас духовным светом. Своими добрыми делами и уважительным отношением к ближнему мы показываем миру пример того, на что способен человек. А в наш век социальных сетей такой пример может быстро стать заразительным.
Реа Бокнер, с сайта aish.com
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография верховного судьи Израиля, человека, за которого вышла замуж моавитянка Рут, принявшая иудаизм.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Отношения с древними народами.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Моавский царь, чье имя носит глава, посылает секретное посольство к сильнейшему из практиковавших тогда специалистов широчайшего профиля
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография отважного воина и праведника
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Законы войны.
Рав Бенцион Зильбер
Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Собери народ, чтобы повторить с ними прежние заповеди и обучить их новым, которые они еще не знают
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Обычай, согласно которому после смерти мужа ближайший его родственник должен восстановить его род от его жены, т. е. брак по левирату, впервые упоминается в Торе в том месте, где речь идет о смерти Эра, первенца Иеуды
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»