Темы: Еврей, Еврейские фамилии, Определение еврейства по матери
Многих людей подобная информация способна ввести в состояние стресса. В голову лезет целый поток вопросов: «я еврей?», «мне надо ехать в Израиль?», «мне надо развестись?», «мне нельзя есть свинину?», «мне надо сделать обрезание???!!!» и так далее.
Что же делать? Не переживать! Мы предлагаем Вам инструкцию по применению.
У вас еврейская фамилия, это неоспоримый факт. В первую очередь, мы вас поздравляем! Почему? Как минимум потому, что вы узнали про себя что-то новое. А это значит, что если вы человек любознательный, то вас может ожидать увлекательное путешествие или расследование, а ваша жизнь уже не будет совсем такой же, как до этого.
Не секрет, что человека больше всего интересует он сам. Сегодня развитие технологий в мире породило множество возможностей сделать про себя удивительные открытия. Человек получает возможность по-новому взглянуть на себя и на мир вокруг. Кто-то ищет в себе голубую кровь через новый тренд — тест ДНК, кто-то часами просиживает за компьютером, выстраивая свое генеалогическое древо, но не стоит забывать и наиболее простой метод самопознания — фамилия. Именно фамилия человека была тем «ДНК», которое могло рассказать что-то о нем, о его родственниках, о его роде, о его истории.
Традиционно во всем мире сложилось так, что фамилия, как и принадлежность к какому-либо дому, роду, династии, наследуется по мужской линии. Значит, вероятнее всего, представители вашего рода по мужской линии имели отношение к еврейскому народу. Следовательно, и вы тоже его имеете.
Итак, о чем может говорить еврейская фамилия?
Например, о месте, откуда ваш род произошел. Или о профессии, которой занимались ваши предки. Или о том, к какому сословию они принадлежали. Про еврейские фамилии, их происхождение и значение на нашем сайте есть отличная тема.
Другими словами, наличие еврейский фамилии — это повод, чтобы заглянуть в историю еврейского народа, потому что вы уже имеете к нему отношение, и отчасти это уже и ваша история. Начать можно прямо у нас на сайте, например, с цикла рава Моше Ойербаха «Еврейская история».
Еврей — это «кто» или это «что»? На этот вопрос отвечает в своей лекции один из известнейших русскоязычных раввинов рав Ашер Кушнир.
Действительно, этот вопрос не самый тривиальный. Во всем мире национальностью как правило считается место (страна) рождения человека, например, Франция, или Америка, или Япония. Такие люди говорят про себя, что они французы, или американцы, или японцы. Но в тоже время есть и такое понимание, как происхождение (родители, прародители…). Ребенок, который родился в Америке у китайских родителей одновременно и американец, и китаец. С одной стороны, он может разделять ценности американского общества, а с другой — очень бережно и трепетно относиться к китайским традициям.
В любом случае вопрос национальной принадлежности тесно связан с ценностями и культурными кодами, которые человек воспринимает и транслирует, и которые являются ключевыми в системе «свой-чужой». А ценности эти обусловлены историко-географическими факторами формирования и жизни конкретного народа.
Не совсем так обстоит дело с евреями. У евреев понятие национальности связано не с географическим местом, иначе евреи могли бы называться по разным версиям или халдеями, потому что Авраам пришел оттуда, или кнаанейцами, потому что там родились Ицхак и Яков, или египтянами, потому что там евреи из просто большой семьи стали народом, или израильтянами и иудеями, по названию израильских царств. Но евреями называются потомки Авраама, потому что он выбрал систему ценностей, которая не связывала его ни с каким регионом или местностью, и точно также еврейский народ, который вышел из Египта, выбрал систему ценностных ориентиров отличную от страны исхода. И в обоих случаях это был выбор в пользу законов и ценностей Торы. Поэтому во все времена и во всех странах до 18века евреи определяли себя именно через свое отношение к Торе и к еврейской общине. То есть это было религиозное самоопределение. И также евреев воспринимали окружающие народы. Отчасти это сохранилось и по сей день.
Сегодня, когда общество разделилось на религиозное и светское, понимание «еврейской» национальности поменялось. Для тех, кто традиционно принадлежал к еврейской религиозной общине, не изменилось ничего. Но для тех, кто в силу обстоятельств утратил свою связь с иудаизмом, начался балаган. Для религиозных евреев, такой человек практически перестал быть «своим», а для окружающих народов он так и остался «чужим», а понятие еврейской национальности оторвалось от своего изначального смысла и для многих людей стало просто одним из фактов их личной истории, не несущей серьезной ценности и смысловой нагрузки.
Согласно еврейскому закону, еврейство передается по женской линии. Согласно «закону о возвращении», который дает право на иммиграцию в Израиль, право на репатриацию имеет тот, у кого есть хотя бы один еврейский предок не далее 3-го поколения как по женской, так и по мужской линии (и именно так евреев «определяли» при фашистской Германии).
Но традиционное еврейство, конечно, теснейшим образом связано с еврейской религиозной традицией, которая уходит корнями на 4000 лет назад и начинается с Авраама.
Еврейское вероисповедание — иудаизм. Несмотря на то, что в процентном отношении количество людей, исповедующих иудаизм в современном мире незначительно, тем не менее наиболее распространенные религии Христианство и Ислам берут свое начало из Иудаизма. Кроме того, общепринятые человеческие ценности также заложены Священным еврейским писанием Торой.
Для религиозного еврея иудаизм — это не только вера в Бога, но в первую очередь обязательства перед ним и перед собой, как перед частью Божественного замысла. Эти обязательства называются «мицвот» (заповеди), правильное исполнение которых должно в итоге привести человека и человечество к реализации замысла Творца, а именно к бесконечной жизни в духовном росте при непосредственной близости с Богом.
Чтобы строить жизнь в соответствии с иудаизмом не обязательно быть евреем от рождения. С тех пор, как Тора была дана народу Израиля через Моше (Моисея), появилась возможность примкнуть к еврейскому народу и стать его частью. Этот процесс называется «гиюр», а человек, который его прошел — «гер». При этом, если нееврей просто хочет жить по законам Бога совсем не обязательно переходить в еврейство. Существуют законы потомков Ноя, «бней Ноах» (по сути, это все человечество), соблюдая которые любой человек приближается к Богу и приближает цель Творения.
Мы только очень коротко постарались познакомить вас с основными понятиями, на которые стоит обратить внимание, познакомиться с ними, изучить, подумать. Выбор пути всегда зависит от человека. Мы только стараемся сделать начало пути как можно более понятным и интересным.
Если ответить в двух словах на вопрос «что мне делать, если у меня еврейская фамилия?», то мы скажем: «Давайте знакомиться!»
В результате вашего расследования может оказаться, что вы еврей по всем нормам религиозного закона. Или у вас есть еврейские корни. Или вы совсем не еврей. В любом случае, на нашем сайте вы можете найти ответы на огромное количество не только религиозных вопросов, но и вопросов, связанных просто с человеческими и семейными отношениям, а также вы можете задать свои собственные вопросы раввинам и семейным консультантам.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.