«А Лот сидел у ворот Сдома» (19:1). Рав Галинский говорил следующее.
Грешники были и раньше Сдома, и после него, но жители Сдома вызвали особый гнев. Почему? Потому что у них были особые принципы, оправдывавшие их поступки, и они установили их в качестве системы законов. Они узаконили мерзости, и это было самое ужасное.
Припоминаю, как давным давно мне позвонил рав одного района на севере Тель Авива. Он рассказал мне, что в его районе есть один человек, который знаком со мной — мы были с ним вместе с Сибири. Он создал плохой прецедент: открыл продовольственный магазин в святой шаббат. Рав обратился ко мне, вдруг я смогу повлиять на него.
Я поехал туда, и тот человек был рад меня видеть. Я говорил с ним, но слова не помогли. Однако свое дело я сделал. Что еще можно было предпринять?
Прошло некоторое время, и рав снова позвонил мне и позвал меня срочно приехать. Что на этот раз? Ситуация перешла все границы. Тот человек не только открывает магазин в шаббат, но и рекламирует свое молоко, будто его кошерность одобрена самим этим равом. Но ясное дело, никакого одобрения не было.
Это и в самом деле переходило все границы! Я приехал и сказал ему: «Послушай, ты показал со всей решимостью, что не соблюдаешь законы между человеком и Всевышним, но только законы между людьми. Но как можно доставлять неприятности раву, который на самом деле не давал подтверждения кошерности, и так обманывать покупателей, полагающихся теперь на фальшивое подтверждение? Ведь это несправедливо к людям!»
И что тот ответил?
«Кошерность и в самом деле одобрена этим равом. Я спросил заведующего миквой, и мне сказали, что миква находится под надзором рава. Каждое утро, прежде, чем там меняют воду, я беру оттуда несколько ведер и разбавляют ими молоко».
Брррр….
Разбавлять молоко водой — это само по себе обман, а когда это такая вода — ужас! Но он считает, что прав, и уверен, что не сделал ничего плохого!
Можно ли не разгневаться?
Когда ангелы пришли разрушить Сдом, они увидели Лота сидящим у ворот. В тот день жители Сдома назначили его судьей (Раши 19:1). Удивительно: пятьдесят лет этот город стоял, а именно в тот день, когда Лота назначили судьей, был разрушен? Казалось бы, с таким праведным судьей, как Лот, у них были шансы улучшить свое поведение.
Прежде, чем дать ответ, расскажу историю, которая когда-то произошла со мной.
Когда русские взяли под контроль Литву, они запретили ешивы, закрыли школы Талмуд Тора, запечатали миквы. Но запретить отдельным людям исполнять законы своей религии они не могли. В Новардоке, как вы знаете, нас воспитывали поступать по правилу: «Пусть не стыдится человек тех, кто насмехается над ним, когда он служит Б-гу». Это как пустить стрелу в глаза Сатана. И потому я вышел на улицы города в нитями цицит, выпущенными наружу.
И вот, Сатан пришел. Меня остановил полицейский: «Что это за нити?»
«Это одежда евреев», — отвечаю я. В России есть свобода вероисповедания.
Глаза его испускали молнии: «Свобода вероисповедания — дома. Ходить так по улице — это провокация, это пропаганда религии. Это антиреволюционная деятельность!» Это было словосочетание, заставлявшее трястись от страха в те дни. «Паспорт».
Вот, пожалуйста. Я был беженцем из Польши, у которых не было паспортов. Это было уголовным преступлением, способным причинить большие беды.
«Иди со мной, в полиции расследуют». И там они найдут, что я ученик ешивы и не работаю. «Паразит» по их определению. Еще одно преступление… Но что я мог поделать? Если уж пропал — то пропал.
Мы идем, а все отходят в сторону, словно мы прокаженные. Никто не хочет связываться ни с полицейским, ни с арестованным.
Пока мы шли, я достал из кармана два рубля и протянул полицейскому.
«Очень хорошо», — процедил он ядовитым голосом, — «Пропаганда религии на улице, нет документов, да еще и попытка подкупа полицейского при исполнении им обязанностей. Продолжай так, и до могилы недалеко!» Он ускорил шаги, подходя к отделению полиции. Когда мы войдем туда, я пропал — ситуация совсем выйдет из-под контроля.
«Хорошо, я все сделаю. Ты только скажи, сколько?»
«Пять, не меньше!»
К счастью, у меня они были. Пятерка перешла из рук в руки. Он попрощался: «Иди, и чтоб я тебя больше не видел». Он имел в виду: не видел без пяти рублей.
Я понял, что в Сдоме были ужасные законы. Как можно было выжить там? Можно было хотя бы расплатиться рублями. Но в тот день, когда назначили честного судью, который не брал взяток и с упорством судил по законам Сдома, оставалось одно — разрушить весь город… (Ве-игадта)
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Завоевание страны Ханаан
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Мидраш сообщает много важной информации о том, как выглядели вторые скрижали. В отличие от первых, они не возникли сами собой.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Экев»
Рав Бенцион Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, рав Бенцион Зильбер»
Рав Ефим Свирский
Рав Цви Патлас,
из цикла «Короткие видео по недельным главам»
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Этот мир — неподходящее место для получения награды
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
Специальное благословение после трапезы с хлебом
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
По материалам газеты «Исток»