Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Б-г может грешить?

Темы: Рав Реувен Куклин, Скромность, Рош Ходеш, Агада, Жертвоприношение

Отложить Отложено

Написано, что жертвоприношение, которое евреи приносили в храме в рош ходеш (Новомесячье), было искупительной жертвой для Б-га за то, что Он уменьшил луну. Как Б-г может грешить? Яков, Москва

Отвечает рав Реувен Куклин

Уважаемый Яков!

Процитирую упомянутое Вами высказывание мудрецов так, как оно приводится в трактате Хулин (60 б): «…Сказал Рейш Лакиш: что особенного в козле, которого приносят в жертву в Рош Ходеш, что о нём сказано: “Для Всевышнего”? — Говорит Всевышний: “Этот козёл будет искуплением (капара) за Меня, за то, что Я уменьшил Луну”».

Творец не создал Луну «неизменной» для нашего восприятия. Мы видим, как сильно она «меняется» в течение месяца. Достигнув максимума, Луна начинает уменьшаться — вплоть до полного исчезновения с небосклона в Рош Ходеш. И капара состоит в принесении в Храме в день Новомесячья «искупительной» жертвы хатат. Талмуд учит: эта жертва приносится, чтобы «искупить» (лэхапэр) деяние Творца. Этот вывод делают из того, что сказано в книге Бэмидбар (28, 15) о жертве, которую приносили в день новолуния (Рош Ходеш): «И одного козла в грехоочистительную жертву для Всевышнего…». Получается, хатат предназначался… для «искупления» Творца. У каждого, кто не знаком со спецификой языка мудрецов, это изречение мудрецов, несомненно, вызовет полнейшее недоумение — как возможно сказать, что за Творца надо приносить искупительную жертву? Ведь Он, как пишет РАМХАЛь (Путь Творца 1, 1): «совершенен всеми видами совершенства, и нет в Нём абсолютно никакого недостатка».

Прежде чем попытаться понять, о чём речь, отметим, что большинству людей, непривычных к языку мудрецов, трудно избежать различных ошибок в понимании агадот. Остановимся на трёх ошибках, самых распространённых.

Многие ошибочно понимают слова мудрецов в агадот буквально. Однако важно подчеркнуть, что обычно слова мудрецов в агадот загадочны, зашифрованы, их нельзя понимать буквально. Подробнее об этом см. статьи Я натолкнулся на ошибки мудрецов Талмуда и Мидраш шутит?.

Во-вторых, читатели часто думают, что, упоминая в агадот Творца, мудрецы имеют в виду Его Самого. Однако в большинстве таких упоминаний они не имеют в виду Его Самого, ибо постичь Самого Творца нашим ограниченным интеллектом совершенно невозможно. Об этом упоминается в молитве, приведённой в Тикуней Зоар: «Ты возвышенней всех возвышенных, Ты сокрыт (более) всех сокрытий, мысль не постигает Тебя вовсе…». Таким образом, говоря о Создателе, мудрецы подразумевают лишь Его проявления, способы, с помощью которых Он управляет нашей вселенной.

В-третьих, часто читатели недостаточно знакомы со смыслом понятий, которыми оперируют мудрецы, поэтому вкладывают в них смысл, к которому привыкли в повседневной жизни.

Как и в других изречениях мудрецов, так и в этом изречении скрыты глубочайшие тайны Торы. В книге Толаат Яаков в главе «Тайны Новомесячья и его молитв» это изречение разбирается с точки зрения Каббалы. Но уместнее будет привести слова Маараля из Праги в книге Беэр а-Гола (ч. 4). Объяснение Маараля даст нам ключ не только к пониманию этого изречения мудрецов в частности, но и к правильному пониманию слов мудрецов в Агаде вообще.

Маараль объясняет, что в интересующем нас изречении мудрецов есть несколько «подводных камней»:

Прежде всего, слово капара в оригинале вовсе не обязательно означает «искупление», как его обычно переводят. На самом деле оно, скорее, означает «устранение», «снятие», как объясняет РаШИ (Бэрейшит 32, 21)[1], а также РаДаК в книге Шорашим (в статье о корне каф-пэй-рэйш). Да и само значение «искупление» появилось лишь потому, что оно связано со «снятием», «устранением» греха.

Значение слов хет, хатат также не совсем верно передавать словом «грех», как обычно переводят на русский язык. Хет — это, скорее, недостаток (хисарон), ущерб, отсутствие необходимого звена. Так это объясняет и РаШИ в комментарии к стиху 31, 39 из книги Бэрейшит — «Растерзанного я не приносил к тебе, это был мой убыток… (анохи ахатэна[2])».

Впрочем, это слово действительно нередко используют для обозначения понятия «грех». Ведь, совершая преступление, человек наносит своей душе вред, делая её «ущербной».

Маараль продолжает:

Известно, что все деяния Творца совершенны. Но «изменчивость» Луны может, на первый взгляд, создать иное впечатление. Луна не кажется совершенным созданием. Ни с одним небесным телом не наблюдается столь радикальных перемен. Ни одно небесное тело не выглядит, из месяца в месяц, столь «ущербным». Чтобы компенсировать этот «недостаток», Всевышний повелел приносить каждый раз в день Новомесячья специальную жертву хатат, чтобы лэхапэр, то есть устранить, это кажущееся «несовершенство» и обратить его в достоинство.

Повелев приносить эту жертву, Творец показал, что уменьшение Луны не считается «ущербностью», а, наоборот, является поводом и причиной приближения к Создателю (жертва на иврите называется словом корбан, корень которого означает «приближение»). Ведь Всевышний любит скромных, тех, кто умеет умерить гордыню, «отступить в тень». Сказали мудрецы (Мегила 29, 1): «Не случайно Создатель избрал гору Синай, чтобы открыть на ней Своё Присутствие. Гора эта меньше и “скромней” других». Вот и корбан Новомесячья приносится именно тогда, когда Луна полностью исчезает с небосклона.

Выходит, что мудрецы в этом высказывании имели в виду следующее: только скромные люди истинно близки к Творцу. Этому, по мнению мудрецов, нас обучает Тора, которая приказывает принести жертву хатат в день новомесячья (когда луна не видна, когда она «стоит в тени»). Хатат в день новолунья призван восполнить кажущийся «недостаток» в деянии Творца, показывая, что собственное уменьшение — это не только не порок, но и большое достоинство перед Всевышним.

Возможно, что именно поэтому евреи уподобляются луне (см. Шмот Рабба, глава Бо), поскольку они, подобно луне, «уменьшают» себя перед Творцом. И как свидетельствует о них Тора (Дварим, 7, 7): «Не потому, что вы многочисленнее всех народов, возжелал Господь вас и избрал вас, ибо вы меньше всех народов». Комментирует РаШИ: «аллегорическое толкование (гласит: ) вы не возвеличиваете себя (вам не свойственно высокомерие), когда Я щедро наделяю вас благом; поэтому “возжелал Б-г вас”, “ибо вы меньше” — вы умаляете себя (признаете себя малыми), как, например, Авраам, который сказал “Я же прах и пепел”, и как Моше и Аарон, которые сказали “Мы же что?”».

Интересно обратить внимание, что Тора подробно рассказывает о различных видах жертв (корбанот), но нигде не говорится, что это «для Всевышнего». Нигде, кроме того места, где идёт речь о жертвоприношении козла в день Новомесячья. Почему к этой жертве особое отношение? Объяснение мы находим в словах мудрецов.

С уважением, Реувен Куклин

Читайте: Когда скрывается Луна?


[1] «“Сниму (гнев) с лица его. Укрощу его гнев (отведу его гнев)”. И подобно этому “и будет расторгнут союз ваш со смертью” [Йешаяhу 28, 18], “не сможешь отвести его” [там же 47, 11]. И представляется мне, что везде капара в связи с виной, грехом и гневом (означает) “устранять и отводить”. Это арамейское слово нередко (встречается) в Талмуде: “вытер (умыл) руки свои”, “хотел вытереть руки свои, что до того человека” (Гитин 56а). И также в Писании храмовые сосуды (для собирания крови жертвенных животных) называются кфорэй заhав (Эзра 1, 10), потому что священнослужитель вытирает руки о них, о края сосуда».

[2] Перевод слова Ахатена — «это был мой убыток». Корень этого слова — хэт.

Материалы по теме

Рош Ходеш — начало месяца

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Рош Ходеш — начало месяца • «Галаха» от Моше с Синая • Основа святости • «Этот месяц — вам» • Работа в Рош Ходеш • Немного о законах Рош Ходеш • «Галлель» читают стоя • Чтение Торы и «Мусаф» • Календари — солнечный, лунный и еврейский • Девятнадцатилетний цикл • Два дня Рош Ходеш • Полные и неполные месяцы • Новолуние • Мудрецы о Рош Ходеш

Изобразительное искусство, взгляд Торы

Рав Шимон Соскин

Все мы рисовали в детстве. И дома, и на уроках рисования в школе. Многие любят рисовать до сих пор. Немало людей делают это достаточно талантливо, у некоторых живопись стала призванием и профессией, приносящей заработок. Но разрешено ли это Торой?

Еврейский Новый Месяц — «Рош Ходеш». Законы

Рав Зеев Гринвальд

Как называется суббота перед новомесячьем?

Случайности в космосе

Сергей Цимбалюк

Подавляющее большинство из живущих ныне на Земле шести с половиною миллиардов даже не задумываются: почему в часе — 60 минут (а не допустим, 100), а в минуте 60 секунд?


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Ступень, на которую Тора может возвысить человека. Ваешев

«Оцарот»

Когда позорят и унижают человека — словно убивают его