Темы: Танах, Давид, Овадья Климовский
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныДобрый день! Вопрос такой: почему Давид так сильно плакал о смерти Авессалома и даже желал умереть вместо него? Какой-то парадокс, или нет?
Шалом!
Очень хороший вопрос, это возмущало и военачальника Йоава, но царь Давид, думается, преподал нам своим поведением очень важный урок. Прежде всего, необходимо отметить, что совсем необязательно воспринимать слова убитого горем отца так, будто он действительно считает, что лучше бы ему быть убитым, нежели его грешному сыну. Скорее он говорит о своих чувствах — смерть сына огорчает его больше, чем мысль о собственной смерти.
Танах, однако, не просто так говорит нам о чувствах Давида. Дело в том, что в наказание за историю с Урией и Бат Шевой Творец пообещал царю следующее: «Вот, зло восстанет против тебя из твоего дома, и заберут твоих жен и т.д.» (Шмуэль 2, 12) Говорят мудрецы, восстание Авшалома Давид воспринял как исполнение этого пророчества. Поэтому его отношение к происходящему было не как к восстанию против него, а как к неизбежному наказанию от Всевышнего. Конечно, каждый отвечает за свои поступки, и невозможно оправдать преступления Авшалома. Но царь Давид учит нас, что каждый человек должен думать о том, за что ему такое наказание, а не сосредотачиваться на вине другого. В том-то и дело, что каждый должен отвечать за себя.
Поэтому Мальбим указывает на эти слова царя «кто бы позволил умереть мне вместо тебя», как на признание своей вины в той давней истории (с Урией), в наказание за которую теперь произошла эта трагедия. То есть, Давид как бы говорит — лучше бы я умер тогда, и не согрешил, чем теперь из-за этого погиб ты, мой сын. Кстати, там же у Мальбима написано, что царь Давид доподлинно знал, что в намерения Авшалома на самом деле не входило отцеубийство. Он намеревался лишь захватить трон. Это тоже позволило ему искренне сокрушаться о смерти сына.
В заключение нелишним будет напомнить, что большая часть народа Израиля готова была признать Авшалома своим царем, и даже если делать скидку на проводимую им нечестную политику, это все же говорит о том, что он был очень незаурядным человеком, и наверняка искренне верил в то, что должен занять трон. Интересен так же его упрек Хушаю, который для пользы Давида изобразил, что переметнулся в стан Авшалома. «Так поступают с друзьями?» — сказал ему мятежник. Главная мысль сформулирована выше — царь Давид воспринимал все происходящее в свете своих отношений с Б-гом, а сына любил просто, как сына…
С уважением, Овадья Климовский.
Слушайте: Уроки по книге Шмуэль.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Письменная Тора
Рав Овадья Климовский
Ведь Старый завет — это то же Пятикнижие?
Рав Бенцион Зильбер
Осия, Михей, Даниил, Захария, Исаия, Иеремия, Псалтирь, Бытие, являются ли они Книгами Торы?
Рав Ашер Кушнир
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Жизнеописание Давида
Рав Хаим Коэн,
из цикла «Ответы на вопросы»
Хава Куперман
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Овед, сын Рут и Боаза, и Ишай, сын Оведа, в своем поколении были признаны как люди глубоко праведные. Безусловно, многие постепенно осознали, что брак, от которого произошли такие люди, не мог быть неугоден Б-гу, ведь Б-г не наделяет святостью всех без разбора.
Рав Овадья Климовский
Как сложился еврейский календарь?
Рав Овадья Климовский
Тора велит нам бережно относиться к Имени Всевышнего …
Рав Овадья Климовский
Ведь для духовного роста требуется много времени, а семейная жизнь будет только мешать этому.
Рав Овадья Климовский
От чего будет зависеть ход событий?
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его