Темы: Йецер аРа, Соблазн, Реувен Куклин, Грех, Изучение Торы, Самосовершенствование
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте, рабби! Подскажите, как воевать с йецер ара? Есть грехи, о которых я решаю, что никогда их больше не сделаю, а проходит время, и я их снова повторяю. С уважением, А., Москва
Уважаемый А.!
Тема борьбы с йецером (дурным стремлением) очень обширна, в рамках одного письма невозможно осветить даже часть этой темы. Поэтому важно учить Тору, слушать уроки, на которых можно получить более детализированные, конкретные советы, как бороться с йецером. Особенно стоит порекомендовать прекрасные уроки рава Ашера Кушнира по книге Месилат Йешарим. В моих уроках по книге Мишлей мы также часто касаемся темы борьбы с йецером.
Попытаюсь всё же привести несколько советов, как победить йецер, — из того, что я видел в священных книгах.
1. Самое важное оружие в борьбе с йецером — изучение Торы. Сказали мудрецы (Кидушин 30 б): «Всевышний создал дурное стремление и создал лекарство от него — Тору». Пишет Рамхаль (раби Моше-Хаим Луццато) в книге Месилат Йешарим (часть 5): «И ясно, что поскольку Всевышний создал для этой болезни только это лекарство, абсолютно невозможно человеку излечиться от неё без этого лекарства. Тот, кто пытается искать другие средства, не пользуясь этим, совершает ошибку и увидит, что ошибался, в конце, когда умрёт за свой грех. Потому что дурное стремление действительно очень сильно в человеке, и без его ведома оно развивается, усиливается и завладевает человеком. И если человек будет применять все существующие в мире средства, но не примет лекарства, созданного для лечения этой болезни, т.е. не будет изучать Тору, как сказано, то узнает и почувствует, насколько усилилась его болезнь, когда умрёт за свой грех и душа его будет потеряна. Чему это подобно? Ситуации, когда больной позвал врача, тот определил болезнь, и назначили ему некое лекарство. А больной, не будучи сведущ в медицине, отложит это лекарство и примет то, которое надумает сам. Конечно, такой больной умрёт».
2. Даже если иногда человек падает, он не должен отчаиваться. Ему следует каждый раз заново «пробуждаться» и заново принимать решение не возвращаться к своим дурным делам и не повторять их. Так сказал царь Шломо (Соломон) в книге Мишлей (24, 16): «Ибо семь раз упадёт праведный, но встанет…». Т.е. праведник тоже может «упасть», как сказано в книге Коэлет (7, 20): «Ибо нет на земле такого праведника, который творил бы благо и не погрешил бы». Но, в отличие от грешника, праведник каждый раз после падения поднимается.
3. Важно отвести себе специальное время для размышления: что толкает меня к совершению проступков и как с этим можно справиться. Рамхаль в Месилат Йешарим (части 2, 3) много пишет о необходимости и важности такого самоанализа.
4. Важно «держаться подальше» от всего, что может привести к нарушению. Во многих местах в Талмуде (Шабат 13а, Псахим 40 б, Йевамот 46а и др.) приводится следующее высказывание мудрецов: «Иди, иди, — говорят, — назир (ему запрещено вино), иди кружным путём, к винограднику не приближайся».
Когда евреи вышли из Египта, Всевышний не повёл их ближним путём, «…потому что Б-г сказал: может быть, народ передумает при виде войны и возвратится в Египет» (Шмот 13, 17). Пишет об этом рав Яаков Каневский в книге Хаей Олам (глава 9): «Отсюда мы делаем вывод о том, как следует себя вести во всех поколениях, потому что этот мир полон испытаний на каждом шагу. И известно, что когда страсть сильна, человек теряет почти полностью страх перед Небесами,… как сказали мудрецы в гмаре Нэдарим (конец третьей части): когда властвует дурное стремление, никто не помнит стремления доброго, и тогда человеку очень недалеко до смерти, т.е. до греха, не дай Б-г. Поэтому следует удаляться от места нарушения и места, где нарушение неизбежно, так, чтобы нарушить Закон стало делом нелёгким».
5. Следует помнить: даже если сейчас кажется, что человеку тяжело устоять перед тем или иным соблазном, через какое-то время, если не прекращать усилий, он привыкнет к правильному поведению и это уже не будет для него тяжело, как сказали мудрецы: «Привычка властвует надо всем» (приводится в Шеарэй Тшува, 2).
6. Человек должен помнить свои успехи в борьбе с йецером, а не неудачи, говорить себе: «Я могу добиться успеха, потому что уже несколько раз мне удавалось обуздать дурное стремление». Важно, чтобы человек обращал внимание на хорошее, которое есть в нем, а не на плохое. Сказали мудрецы (Пиркей Авот 2, 18): «Не считай сам себя грешником». Рамбам (Маймонид) объясняет: «Если человек будет воображать себя дурным, то дурные дела, которые он совершит, не покажутся ему страшными».
7. Одна из самых больших проблем в борьбе с йецером: и тогда, когда человеку удаётся победить его, йецер старается превратить эту победу в поражение — каждый раз, когда человеку удаётся устоять перед соблазном, йецер заставляет его жалеть о том, что он упустил возможность испытать «истинное наслаждение». И с каждым разом человеку становится всё труднее сопротивляться йецеру. Поэтому следует испытывать радость каждый раз, когда удалось противостоять искушению, радоваться своей силе, выдержке и тому, что за это полагается награда.
С уважением, Реувен Куклин
Рав Келонимус Калмиш Шапиро,
из цикла ««Обязанности учеников» (Ховат аталмидим)»
Теперь тебе показали, что Б-г — Г-сподь, и нет никого, кроме Него
Рав Реувен Куклин
Велик тот, кто обязан и выполняет свои обязанности?
Рав Яков Шуб
Учусь в университете, читаю много книг, хожу на лекции, но считаю, что этого недостаточно...
Рав Реувен Куклин
Правда ли что мы для вас хуже животных и вы вольны делать с нами всё что захотите?
Рав Хаим Бурштейн,
из цикла «Еврейский взгляд на мир»
Рав Овадья Климовский
Даже поступки маленького ребенка формируют его отношения с Всевышним?
Рав Реувен Куклин
Зачем Творец создал провокатора?
Рав Моше Гекрайтер
Найдите хоть что-нибудь в Талмуде — как это исправить!!!
Рав Моше Пантелят
Авраама принято считать основателем монотеизма, первооткрывателем, проложившим дорогу не только своим потомкам-евреям, но и миллионам людей на всем земном шаре. В чем состояло открытие Авраама?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Найди себе учителя
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Журнал «Мир Торы»
Весь мир существует на протяжении столь долгого времени лишь ради Торы и в заслугу ее изучения. Написано: «Невежда не хасид».
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Берл Набутовский
Рав Меир Мучник
Таков был план Творца?
Рав Овадья Климовский
В чем, собственно, вина фараона???
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Реувен Куклин
Зачем же в священной Торе написано именно так?
Рав Реувен Куклин
Каким венерическим заболеванием был поражён фараон?
Рав Овадья Климовский
Какие варианты были у Авраама?
Рав Яков Шуб
Есть ли с точки зрения Торы какие-то предпочтения, где жить? Как быть, если жених и невеста живут в разных странах и ни один из них не хочет переезжать? Чем руководствоваться при выборе места жительства?
Рав Меир Мучник
Почему Авраам скорбел по Саре и оплакивал ее?
Рав Йегуда Брум
Сара прожила 127 лет и Ахашверош правил 127 странами, есть ли между этими вещами связь?
Рав Овадья Климовский
Женщина, понравившаяся фараону, рисковала овдоветь в одночасье?