Темы: Сотворение мира, Тора и наука, Ноах, Потоп, Дарование Торы, История
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЕсли мир существует примерно 6000 лет, откуда взялись мамонты? Они же жили миллионы лет назад, в четвертичном периоде? И биология, и геология, и радиоуглеродный анализ говорят о миллионах лет жизни на Земле! С уважением, Игорь
Великий раби Исраэль Лифшиц (1782-1860, Германия), автор «Тиферет Исраэль» — выдающегося комментария к мишнайот, занимается этим вопросом (привожу часть его комментария).
С одной стороны, сказано, что мир не будет существовать более 6000 лет (трактат Санедрин 97), а, с другой стороны, ученые находят останки созданий, живших, по их оценке, миллионы лет назад.
(Прежде, чем перейти к словам рава Лифшица, заметим: естественно-научные методы датирования на сегодняшний день достаточны неточны, т.к. подразумевают, что исследуемый предмет находился в определенных природных условиях. А если, например, было затопление и останки находились под водой, тем более, под горячей водой и т.п., это может сильно исказить картину и, соответственно, выводы).
Существуют каббалистические традиции, согласно которым до нашего мира, т.е. до Первого Человека, мир был создан и уничтожен три раза. И до нашего человечества было еще одно, которое необратимо погрязло в грехах и было полностью уничтожено. Теперь становится понятной гмара в трактате Хагига (14), что Тора была дана «тысячному поколению». От Адама до Моше Рабейну есть только 26 поколений. Говорит Гмара, что до Адама Всевышний уничтожал 974 поколения, которые должны были получить Тору, но оказались недостойными этого. Всё это зашифровано в первой главе Торы, Берешит. Там сказано, что в начале, в первый день, Б-г сотворил небо и землю, а во второй день создал ракиа («свод») и назвал его небом. Также сказано, что земля была пустынной. Это выглядит «лишним». Еще менее понятен перевод-комментарий Йонатана: земля была «пустой от человечества». Это же само собой разумеется. Поэтому рав Лифшиц объясняет это так: в начале Б-г сотворил небо и землю, затем Тора делает пропуск — опускает информацию о прошлых поколениях и постигшей их катастрофе, в результате которой стала земля «пустынной и хаотичной… и тьма над бездной».
И еще один «намек» в Торе, который открывают нам каббалисты: всегда, когда пишут свиток Торы, первую букву, бэт, делают большой, а над ней проводят четыре линии. Числовое значение бэт — 2. Так передана информация, что мир был создан четыре раза, а человечество — 2. Возможно, находки палеонтологов подтверждают это.
Можно также добавить, что тогда становятся понятными и слова Рамбама (Ильхот Тшува 3-4): «Поэтому человек должен смотреть на самого себя и на ВЕСЬ МИР, как будто ни чаша грехов, ни чаша заслуг не перевешивает. Если человек совершит грех, перевесит чаша грехов и он приведет ВЕСЬ МИР к уничтожению…»
И еще становится легче понять мишну в Пиркей Авот 5, 1: «Мир был создан десятью речениями Б-га, хотя Он мог создать мир одним речением. Для того, чтобы увеличить награду праведникам, которые своими мицвот (выполнением заповедей) поддерживают существование этого мира, и наказание злодеям, которые своими грехами уничтожают этот мир, созданный десятью речениями».
Но, чтобы быть до конца честным, нужно отметить: далеко не все принимают этот каббалистический комментарий. Например, великий Аризаль считал, что это толкование ошибочно. И Стайплер (раби Яаков-Исроэль Каневский) писал, что эти места в Торе можно объяснить иначе. Понятно, что «и то, и другое — слова Живого Б-га».
Приведу еще одно мнение о мамонтах и т.п. А-Нэцив в книге «Аамек Давар» касается этого вопроса и пишет, что до Потопа существовали животные, которых нет в наше время. Он спрашивает: как это может быть, если Ноах спас всех животных? И объясняет: это были животные-гибриды, появившиеся в результате скрещивания различных видов, что запрещено. Таких животных Ноах не имел права спасать. Останки этих животных сохранились не «случайно» — это была воля Б-га, Желавшего приоткрыть новым поколениям тайны природы.
С уважением, Ури Гелер.
Натан Авиэзер,
из цикла «Сотворение мира и наука»
Можно ли рассматривать первую главу Книги Бытия, как запись событий, действительно имевших место в прошлом?
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «С самого начала»
Рав Моше Ойербах
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Глава Ноах
Рав Замир Коэн
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Почему Тора была дана в пустыне? Почему Тора не была дана Израилю сразу после Исхода из Египта? Почему Тора была дарована на горе Синай?
Натан Авиэзер,
из цикла «Сотворение мира и наука»
Этапы возникновения животного мира
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «С самого начала»
Рав Натан Агрес
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Тора, наука и тетя Белла»
Рав Натан Агрес
А что дописано мудрецами?
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его