Из цикла «Если хочешь жить достойно», темы: Обида, Беар, Раб, Обман, Тора и бизнес, Помощь, Хесед, Ссуда, Зелиг Плискин, Отношения между людьми
ПРОДАЕТЕ ВЫ ИЛИ ПОКУПАЕТЕ У БЛИЖНЕГО, НЕ ОБМАНЫВАЙТЕ ДРУГ ДРУГА (Ваикра, 25:14)
Тора запрещает обманывать при продаже (Хинух).
Вы спросите, как же повлиять на людей, чтобы купили ваш товар? Надо понимать, что есть огромная разница в методах. Если вы стараетесь раскрыть покупателю истинную красоту и ценность товара — это хорошо и правильно. А если пытаетесь скрыть изъяны, это мерзко и запрещено. Это основной принцип в торговых отношениях.
«Кто совершенствует себя в том, что связано с желанием приобрести, достигает очень высокого уровня. Многие поднимаются в иных отношениях, но не обретают совершенства в отказе от нечестного обретения» (Месилат йешарим).
Раввину города Э. Х. Майзелю сообщили, что продавцы разбавляют молоко водой. Он вызвал к себе владельцев молочных и сказал: «Мне задали очень сложный ѓалахический вопрос о смеси молока и мяса. Дело касается значительной потери денег, но если молоко не цельное, можно найти облегчение».
Владельцы молочных без колебания ответили, что все разбавляют молоко водой. Услышав это признание, рав Майзель стал резко порицать их за обман покупателей и предупредил: «Если с этого момента я обнаружу, что кто-то из вас разбавляет молоко, наложу на его товар запрет» (Йехидей сгула).
Лимит времени есть только у покупателя, который должен показать вещь, находящуюся в его владении, эксперту для консультации. Но если обманут продавец, время для его заявления не ограничено, когда речь идет о нестандартных вещах. А когда о стандартных вещах, то время, нужное, чтобы справиться о рыночной цене (там же).
А если покупатель или продавец просто говорят, что не хотят потом никаких споров, но не называют рыночную цену вещи, то это обман, и сделка недействительна (там же).
Это относится только к случаям, когда бейт дин может обязать абсолютно всех местных владельцев магазинов продавать товары по определенной цене. Но если в некоторых магазинах будут продавать товары по более высокой цене, то и в других магазинах не обязаны продавать за меньшую цену (там же; Сефер меирот эйнаим).
Короче, запрет выигрывать при продаже больше одной шестой стоимости товара, чем при его покупке (если с покупателя брали не больше рыночной цены), требует исполнения далеко не всегда.
Согласно Талмуду, в День Суда человеку зададут шесть вопросов. И первый — был ли он честен в делах (Шабат).
НЕ ОБИЖАЙТЕ ДРУГ ДРУГА; И БОЙСЯ БОГА ТВОЕГО, ИБО Я ГОСПОДЬ, БОГ ВАШ (Ваикра, 25:17)
Этот стих запрещает говорить то, что причиняет людям боль (Бава мециа), даже если эти слова, казалось бы, не вызывают смущения или стыда (Хафец Хаим, Введение; Беер маим Хаим). Тора пишет: «Бойтесь вашего Бога», потому что иногда люди намеренно отпускают как бы невинные замечания, полные яда (Раши).
Расстроить кого-то — хуже, чем причинить материальный ущерб. Деньги можно вернуть, а страдания… Обман бьет по карману, а обидные слова по человеку (Хошен мишпат).
Раби Шимон бен Гамлиэль сказал своему слуге Тави: «Пойди на рынок, купи самой хорошей еды». Пошел и принес язык. Снова послал его и велел купить самой плохой еды. Тот опять принес язык.
— Что это, — спросил раби Шимон, — я тебе сказал принести самой хорошей еды — ты принес язык, а когда велел принести самую плохую еду, опять принес язык?
Тави ответил:
— С языка может сойти что-то хорошее и плохое. Когда язык хорош, нет ничего лучше. А когда плох — нет ничего хуже (Ваикра раба).
Даже если слова сразу не вызывают стыда и смущения, но вызовут потом, их нельзя говорить.
Хазон Иш советовал не давать детям странных имен, которые могут вызвать их страдания, когда они вырастут (Работейну).
Многие пугают детей жестами, хотя не станут так поступать с взрослыми. Надо относиться к чувствам ребенка так же внимательно, как к чувствам взрослого.
Услышав, как кто-то пугает ребенка: «Я про тебя все расскажу твоему учителю», Хазон Иш сказал ему, что он нарушает запрет Торы расстраивать кого-нибудь, поскольку сказал это не в конструктивных целях (Работейну).
Сына р. Плискина в первый день в первом классе дети начали дразнить «рыжим», и ребенок пришел домой в слезах. «Завтра внимательно считай, сколько раз тебя будут дразнить, — сказал отец, — за каждый раз получишь деньги на сладости». На другой день при слове «рыжий» мальчик начинал улыбаться, что вызвало недоумение. Стоило ему обмолвиться в классе о словах отца, как его тут же перестали дразнить[1].
Родителям важно научиться подобным приемам, описанным в традиционной и современной литературе.
«Всегда говори с людьми тихо». Это один из советов, который дал сыну Рамбам в знаменитом Игерет аРамбам (Послании Рамбама к сыну). Он добавляет, что это остановит его гнев. Когда чувство гнева поднимается в человеке, следует заговорить пониженным тоном, шепотом — и гнев пройдет.
Не следует говорить, что купили такую же вещь, но дешевле (если пользы от этих слов не будет), потому что человеку неприятно это слышать (Пеле йоэц, раздел Дерех эрец).
Например, если завтра повторит ошибку, нельзя говорить, что он так сделал и вчера, если конфликт был улажен.
Человеку на грани бедности мы обязаны помочь найти средства к существованию
ЕСЛИ ОБЕДНЕЕТ ТВОЙ БРАТ И ПРИДЕТ У ТЕБЯ В УПАДОК, ПОДДЕРЖИ ЕГО (Ваикра, 25:35)
Рамбам пишет, что здесь речь идет о высшем уровне благотворительности: бедному дают ссуду или подарок, берут его в деловые партнеры или находят ему работу — не дожидаясь, когда обратится за помощью (Ѓилхот матанот аниим).
Сифре сравнивает это с тяжелой ношей осла. Пока стоит под ней, ему легко помочь. А когда упал, его трудно поднять даже пятерым.
Во время показательного выступления нового кантора в синагоге сосед р. Шмуэля Ѓуминера из Иерусалима начал вставать с места, потому что его позвали из коридора, чтобы поговорить. Рав Ѓуминер сказал ему: «Пожалуйста, подожди, пока кантор закончит. Если сейчас выйдешь, экзаменаторы могут подумать, что ты им недоволен» (Мориа).
Хафец Хаим был хозяином маленькой бакалейной лавки, которой занималась его жена. Все покупатели очень высоко ценили его честность и отменное качество торговли. Например, то, что могло испортиться, никогда не выставляли на продажу, все гири были точными, а цены соответствовали ѓалахе. Поэтому жители Радина толпами шли в его лавку. Но Хафец Хаим не радовался успеху, он боялся отбить покупателей у других бакалейщиков и решил закрывать лавку после обеда, чтобы и другие могли заработать (Рав Шмуэль Плискин, Дер Хафец Хаим).
НАД БРАТЬЯМИ ВАШИМИ, СЫНАМИ ИЗРАИЛЯ, НАД БРАТОМ СВОИМ НЕ ВЛАСТВУЙ ЧРЕЗМЕРНО (Ваикра, 25:46)
Этот стих об эвед иври (рабе-еврее)[2]. Запрещено было давать ему работу без ограничения. Хозяин не имел права сказать: «Работай, пока я не приду», потому что это работа без конкретного срока. Он должен был установить границу, например: «Работай до двух часов». Кроме того, запрещалось нагружать его ненужной работой, только чтобы занять, даже легкой работой. И сегодня, когда нет эвед иври, эта заповедь имеет практические приложения. Если так следует относиться к рабу, тем более — к своим служащим (Хинух).
Рабейну Йона пишет об этой заповеди: «Человек не должен тиранить ближних. Если его боятся или смущаются, когда он говорит, ему запрещено давать людям даже малейшие поручения, а предлагать только то, что соответствует их желанию и делается для их блага» (Шаарей тшува).
[1] Редактор книги слышал от рава Плискина.
[2] Статус эвед иври (еврея, раба еврея) сохранялся только в период, когда в стране отмечали юбилейные годы. Тогда еврей должен был выйти на свободу, независимо от его желания. А юбилейный год (йовель, каждый пятидесятый год) соблюдался только, когда на Земле Израиля проживали все двенадцать колен. После прекращения действия правил юбилейного года (когда Санхериб увел в изгнание колена, населявшие северное царство Израиль) перестал функционировать и институт продажи евреев в рабство (Арахин). До этого еврей, который так обеднел, что был не в состоянии уплатить долги и прокормить семью, мог продать себя в рабство на срок до шести лет. Или раввинский суд мог присудить к продаже в рабство еврея, который украл и потратил деньги, так что не мог вернуть стоимость украденного. В этом случае уплаченные за него деньги возвращали в качестве компенсации потерпевшему. На седьмой год эвед иври мог по своему желанию выйти на свободу не обязанный ничем хозяину.
С любезного разрешения переводчика и издателя Гедалии Спинаделя, изд-во Ам Асефер
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Авраам и Сара пришли в этот мир для того, чтобы исправить грех Адама и Евы. Суть первородного греха была в том, что Ева дала Адаму плод с древа познания добра и зла, и он съел — привнес эту «смесь» внутрь себя. Адам обладал свободой выбора между добром и злом, но смотрел на них со стороны. Он был объективен, поэтому мог отличить истину от лжи, добро — от зла.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Смерть Авраама упоминается в Торе несколько раз. Различные слова, обозначающие кончину, не являются синонимами.
Рав Бенцион Зильбер
Одна из основных тем нашей недельной главы — «Жизнь Сары» — уважение к умершим
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Исток»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Человек, который отказывается принимать реальность такой, какова она есть, отказывается принять и себя таким, каков он есть. Такой человек не может любить ни себя, ни других. Для того чтобы любить других, необходимо в первую очередь научиться любить себя. События окружающего нас мира могут не зависеть от нас, однако наша реакция на эти события исключительно «в наших руках».
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
Авраам изначально родился неевреем. Свою жену Сару он обратил в еврейство. При этом Авраам запретил своему рабу Элиэзеру искать жену для Ицхака среди девушек Ханаана. «Расизм» или глубокий расчет?
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Евреи не делают из своих эмоций культа, не устраивают зрелищ. Они не воздвигают мавзолеи над могилами, не превращают могилу в цветники.