Темы: Суббота, Рав Яков Шуб, Упрек
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте, уважаемый рав. У меня есть вопрос, касающийся субботней алахи (закона). Ситуация такая — в Израиле в городе в субботу по дороге едет машина, водитель останавливается и спрашивает, как проехать до такой-то улицы, а улица эта находится где-то поблизости в этом районе. Как правильно вести себя в этой ситуации? С уважением, Э.
Уважаемая Э.,
Большое спасибо за Ваш вопрос. Он, как Вы сами понимаете, не очень простой. Ведь, на первый взгляд, получается: что ни скажи, это повлечет за собой проблемы.
Если показать дорогу, получится, что Вы помогаете водителю-еврею нарушать субботу — ехать в субботу на машине.
Если не показать дорогу, то водитель совершит еще больше нарушений, больше времени проведет за рулем в поисках улицы, хотя это уже произойдет не по Вашей вине.
Если Вы скажете, что не знаете, как проехать, получится, что Вы скажете неправду, а водитель продолжит нарушать субботу.
Поэтому такого рода вопросы следует решать ведущим раввинам нашего поколения.
Рав Йегошуа Нойвирт, в своей основополагающей книге о законах субботы «Шмират Шабат ке-Илхата» (29:70) приводит два решения, возможных в этой ситуации:
1. Не говорить неправду (что Вы не знаете, где эта улица), но и не показывать ему дорогу. Следует сказать: «Я не могу показать дорогу». И хотя водитель, скорее всего, поймет эти слова так, как будто Вы не знаете, где эта улица, это не будет нарушением запрета лгать, поскольку на самом деле эти слова означают: я не могу показать дорогу из-за святости субботнего дня.
2. Передают, что Рав Шломо-Залман Ойербах предлагал сказать так: «Запрещено ездить на машине в субботу, т.к. это нарушение субботы, но, поскольку я хочу, чтобы твое нарушение было меньше, я показываю тебе дорогу». В этом случае человек выполняет и заповедь увещевать нарушителя.
Разумеется, если эта поездка связана со спасением человеческой жизни — и даже если существует только возможность того, что жизни человека угрожает опасность, — наша обязанность — показать кратчайший путь.
В заключение приведем рассказ из книги о законах взаимоотношений между людьми «Пути мира и добра» рава Ицхака-Айзека Сильвера, где предложен еще один вариант решения проблемы — безусловно, наиболее успешный.
Как-то раз в субботу рав Моше Штерн (в будущем — машгиах, т.е. духовный руководитель, йешивы Каменец) шел со своим учителем равом Элияу Лупьяном на дневную молитву в йешиву Хеврон. По дороге ехали машины. Лицо рава Лупьяна выразило глубокую боль: «Несчастные, нет никого, кто мог бы объяснить им, насколько это серьезное нарушение. Может быть, вернемся назад? Я не могу смотреть на евреев, моих братьев, которые нарушают Шабат». Раби Моше сказал учителю, что осталось идти совсем немного, и не имеет смысла возвращаться.
В тот момент возле них остановилось такси и водитель спросил, как проехать на улицу Яффо. Рав Элияу расплакался и сказал: «Как я могу ответить тебе, ведь в Шабат запрещено ездить на машине, но, с другой стороны, как я могу отказать ближнему?»
Водитель был поражен. Он вышел из машины, подошел к раву Элияу и сказал: «Раби! Я никогда еще не слышал, как наставляют по-настоящему… Моя мать тоже соблюдает Шабат и все время кричит на меня, когда я все делаю наоборот, но я никогда не видел, чтобы она плакала. А ты — ты действительно желаешь мне добра». Что-то пробудилось в сердце водителя, и он решил оставить свою машину прямо у дороги.
«Я обещаю тебе, что больше не буду ездить на машине в Шабат. Вот тебе ключи от машины, а я приду забрать их после выхода звезд».
Рав Элияу объяснил ему, что эти ключи тоже нельзя носить в Шабат, и лучше их спрятать у обочины. После этого они разговаривали еще целый час. Войдя в йешиву, учитель сразу обратился к ученикам: «Не пытайтесь остановить хилуль Шабат (нарушение Шабата) при помощи насилия. Только любовью можно приблизить других евреев!»
С уважением, Яков Шуб
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Заповедь соблюдать субботу
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Царица Суббота»
Почему нельзя включать или гасить свет в Субботу? Разве это тяжелая работа?
Рав Моше Пантелят
Что я могу делать в субботу, а чего делать нельзя?
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Суббота»
Рав Яков Шуб
В конце дней людям тоже придется ходить на работу?
Рав Яков Шуб
Говорят, она остается некоторое время на земле. Это правда или вымысел?
Рав Яков Шуб
Допустима ли ложь, если она не приносит вреда?
Рав Яков Шуб
О каких методах защиты авторских прав сказано в еврейских источников
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух
Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»
Глава из классической книги по мусару (этике) — «Орхот цадиким». «Стыд — это великая препона и железная стена, установленная перед всеми преступлениями».
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Береги свою речь»
Группа сослуживцев увлеченно обсуждает какую-то занимательную тему. Мимо проходит Александр Швицер, который отлично знает, что скорее всего те занимаются злословием. Но любопытство перетягивает. Он подходит к группе, говоря про себя: "Просто интересно послушать, о чем они болтают. Но их сплетням я верить не намерен!"
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Запрещено красть даже самую маленькую вещь. История о том, как Хафец-Хаим сделал замечание любителю чистоты.
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Эсав сам преследовал Яакова и приложил все усилия, чтобы догнать брата
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
События, произошедшие с Яаковом и Эсавом, служат предысторией всего того, что переживали их потомки. Многовековое противодействие присутствует и в наши дни.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
Рассказ о двадцати годах жизни Яакова
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваеце
Рав Ефим Свирский
Рав Арье Кацин
Мой муж жив!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваеце» («И вышел») начинается с того, что Яаков отправляется в Харан, к Лавану-арамейцу, брату его матери Ривки, чтобы взять себе жену из его дочерей, и кончается его возвращением в родные края спустя двадцать с лишним лет с детьми, женами, слугами и стадами
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Б-г находится вместе с нами. Яаков почувствовал это, увидив сон о лестнице, ведущей в небо. Этот мир полон соблазнов, но следует помнить, что присутствие Творца помогает справиться с ними.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Четыре жены символизируют четыре лагеря ангелов, располагающихся вокруг Б-га. Разъяснение смысла борьбы с ангелом в человеческом обличье.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Лаван обвиняет Яакова в краже идолов. Праотец не знал, что Рахель похитила божка, и на нее пришлось произнесенное проклятие.