Темы: Борода, Запреты, Овадья Климовский
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныУважаемый рав! Меня очень интересует вопрос, почему нельзя бриться станками и одноразовыми лезвиями, а только электрическими бритвами… Я как понимаю — все законы идут из древности или из традиций наших отцов, то есть мы так не делаем потому, что они так не делали… но я очень сомневаюсь, что у них были электробритвы и тому подобное… Наверное, брились или острым камнем, или железом, я даже не знаю… Объясните, пожалуйста!!!
Хаим Бат Ям, Израиль
Здравствуйте! Вы исходите из предпосылки, в которой не сомневаетесь — мужчины всегда брились. Но я вынужден разочаровать Вас — в древности большинство мужчин носили бороду. Евреи — тем более. Тора не разрешает «уничтожать края бороды» (Ваикра, 19:27), этими «краями» являются пять точек на нижней части лица, и границы их трудно установить. Поэтому оставляют всю бороду. Талмуд (Макот 21а) приводит специальное толкование текста Торы, из которого следует, что нельзя брить именно бритвой. А с помощью химии или ножниц — можно. Этим и объясняется наличие в наши дни евреев, строго соблюдающих Тору, и при этом — бритых. Ведь некоторые машинки для бритья устроены по принципу механических ножниц, и такими машинками можно пользоваться.
С другой стороны, еще в прошлом веке таких машинок не было, и поэтому бритые щеки выдавали тогда в своем обладателе ассимилированного еврея. Но даже, когда были разработаны «кошерные» способы бритья, многие евреи не поторопились сбривать бороды. Ведь это — традиция наших предков, борода всегда считалась украшением мужчины. Традиции мы так легко не меняем. Рав Финкель, благословенна память праведника, основатель ешивы «Слободка», как ни странно, был одним из первых, изменивших облик традиционного еврея (после того, как ассимилированные евреи уже сделали это). Он, являясь руководителем одной из самых знаменитых ешив, видел, что из-за влияния моды, «просвещения» и прочего, еврейский народ, к сожалению, частично попавший под влияние светских настроений, не воспринимает более юных знатоков Торы с прежним почетом. Отчасти причиной тому было их внешнее несоответствие тогдашним представлениям о моде. Рав велел укоротить сюртуки, сбрить бороды, и выглядеть «в духе времени», не теряя, разумеется, отличительных еврейских признаков одежды. Это было сделано для того, чтобы облик ешиботника не отталкивал родителей от мысли, что их сын может быть таким.
Хазон Иша (рав Йешаяу Карелиц, один из виднейших мудрецов Земли Израиля середины 20 века) однажды спросили — «Вы говорите, что брить бороду — не по-еврейски. Это относится только к женатым мужчинам?» Хазон Иш ответил с юмором — «Быть неженатым — само по себе не по-еврейски…»
Читайте: Почему нельзя бриться лезвием?
Рав Овадья Климовский
Как сложился еврейский календарь?
Рав Овадья Климовский
Тора велит нам бережно относиться к Имени Всевышнего …
Рав Овадья Климовский
Ведь для духовного роста требуется много времени, а семейная жизнь будет только мешать этому.
Рав Овадья Климовский
Ведь Старый завет — это то же Пятикнижие?
А. Фейгин
Репатрианты из России, впервые оказавшись в религиозном районе Иерусалима, Бней-Брака, Цфата или Ашдода, испытывают настоящий культурный шок при виде толпы, одетой в черное, при виде сюртуков и шапок, скроенных по последней моде начала позапрошлого века. Первый вопрос, который задают «русские»: «Почему?!»
Рав Бенцион Зильбер
А почему электробритвой можно?
Рав Яков Шуб
Почему их нельзя брить
Рав Бенцион Зильбер
Каковы границы запрета?
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Повелительные заповеди»
Устная Тора объясняет, что в Письменной Торе — Пятикнижии Моисея — сформулированы 613 заповедей для евреев.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ
Рав Шимон Соскин
Тора заповедует нам любить ближнего своего, как самого себя, что понимается мудрецами Талмуда, как повеление не делать другому того, что не желаешь себе
Рав Реувен Куклин
Запрет прелюбодеяния — один из наиболее серьёзных запретов в Торе
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его