Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
Автор публикации - Давид Зельвенский, фото Йеуда Аврех.
Из книги Давида Зельвенского «Код надежды»
(готовится к печати в 2012 году)
…В начале 90-х годов, перед выездом из Кишинева в Израиль, мне посчастливилось в качестве главного редактора участвовать в издании культурно-публицистического ежемесячника «Рандеву». Владелец издания, молодой энергичный предприниматель Сергей Суляк, предоставил мне полную свободу действий и творчества. Бурное начало «Большой алии» в Израиль, изрядно подогретое ростом националистических тенденций в республике, — все это явно не способствовало взаимопониманию между людьми. И я решил в апрельском номере вспомнить известное восстание Варшавского гетто, опубликовав чудом сохранившееся письмо одного из восставших. Прочитайте несколько слов, которые я предпослал письму, и вы поймете, «зачем» появилась именно в то время эта потрясающая исповедь на страницах ставшего популярным издания!
Учащиеся йешивы Толдот Йешурун, на лекции Давида Зельвенского в музее "Энергия мужества"
Завещание
(печатается в сокращении)
В апреле 1943 года произошло героическое восстание Варшавского гетто. Перед нами последние слова одного из последних его бойцов. Они адресованы Всевышнему. И вместе с тем — это Завещание всем людям. Каждому из нас, кто считает себя человеком.
Варшавское гетто, 1943 год.
Я, Иосель, сын Иоселя Раковера из Матернополя, пишу эти строки в тот час, когда Варшавское гетто пылает, а дом, в котором я нахожусь теперь, — один из последних, еще не объятых огнем. Уже в течение нескольких часов мы подвергаемся обстрелу, и стены вокруг меня рушатся. Еще немного — и дом, в котором я нахожусь, превратится в могилу для своих защитников и жильцов, как и все наши дома в гетто. Огненно-красные острые лучи солнца, проникающие через маленькое окошко моей комнаты, из которого мы дни и ночи стреляли по врагу, говорят мне, что теперь вечер, сумерки заката. Солнце, конечно, не знает, насколько не жаль мне, что больше не увижу его…
Когда я с женой и детьми — их было шестеро — скрывался в лесах, ночь, только ночь укрывала нас; день же выдавал нас в руки преследователей. Разве забыть мне тот немецкий огненный град, падавший на головы тысяч беженцев по дороге из Гродно в Варшаву? С восходом солнца поднялись в воздух самолеты и в течение целого дня сеяли смерть. Там погибла моя жена с семимесячным птенцом на руках, а двое из оставшихся пятерых детей потерялись в тот день. Трое уцелевших детей погибли в Варшавском гетто.
Теперь наступает мой час. Подобно Иову я мог бы сказать о себе: «Нагим я вышел из чрева матери моей, и нагим возвращусь я туда». И эти слова отозвались бы тысячеголосым эхом. Мне сорок лет, и, оглядываясь на прожитые годы, я утверждаюсь в уверенности (в той мере, в какой человек может быть уверенным в себе), что жил честно. Удача сопутствовала мне в жизни, но я не кичился этим. Дом мой был открыт для всех нуждающихся, и я был рад делать людям добро…
В нынешнем положении я, разумеется, не жду чудес и не прошу Б-га сжалиться надо мной. Я не буду пытаться спастись и бежать отсюда. У меня остались еще три бутылки с бензином после того, как несколько десятков бутылок израсходованы на врагов.
Варшавское гетто погибает с боем, с выстрелами, с борьбой, в пламени, но без воплей. Евреи не кричат от ужаса. Они принимают смерть как избавление.
У меня есть только три бутылки, и дороги они мне, как письмо для пьяницы. Когда я выпью содержимое одной бутылки, я положу в неё бумагу, на которой я пишу теперь, и спрячу между кирпичами… И если когда-нибудь кто-нибудь найдет ее и прочтет, быть может, он поймет чувства еврея, одного из миллионов, который умер. Две оставшиеся бутылки я разобью о головы нечестивцев, когда наступит последний миг.
Я горжусь тем, что еврей, не назло миру, так относящемуся к нам, а именно из-за этого отношения. Я стыдился бы принадлежать к народам, которые произвели на свет и взлелеяли преступников, ответственных за то, что делают с нами.
Я горжусь тем, что я еврей, потому что трудно быть евреем, о, как трудно. Не нужен героизм, чтобы быть англичанином, американцем или французом. Еврей — это герой, мученик, святой. Вы, ненавистники, говорите, что мы дурны, злы. Мы тоньше и лучше вас, — посмотрел бы я, как бы вы выглядели на моем месте.
Я счастлив принадлежать к несчастнейшему из всех народов земли, чей Закон — представитель всего самого возвышенного и прекрасного в законах и этиках. Этот освященный Закон ныне оскверняют и топчут ненавистники Б-га, тем самым только увековечивая и освящая его
Ты утверждаешь, что мы грешили. — Конечно, грешили. И поэтому мы наказаны? Я могу понять и это. Но скажи мне, есть ли на земле грех, заслуживающий такое наказание, которому подвергнуты мы?
Ты утверждаешь, что воздашь ненавистникам по заслугам! Я убежден, что будешь воздавать беспрестанно. Я не сомневаюсь в этом. Но скажи, есть ли на земле кара, способная искупить такое злодеяние?
Хочу открыто сказать Тебе, что теперь мы унижены и притесняемы больше, чем когда-либо на нашем бесконечном пути страданий, и замученных, попранных, задушенных, погребенных заживо и сожженных заживо среди нас больше, чем когда-либо, нас уничтожают миллионами.
Если мои ненавистники столь темны и столь злы — кто я, как не носитель частицы Твоего света, Твоей доброты?
Я не прошу Тебя покарать виновных. В конце концов они сами покарают себя, — это заложено в самой природе ужасных событий, — потому что с нашей смертью умирает совесть мира, потому что весь мир погибает с убиением Израиля.
Мир сам сожрет себя в своей порочности, он утонет в своей крови.
Смерть не может больше ждать, и я вынужден кончать. С верхних этажей все тише доносятся выстрелы. Падают последние защитники нашей крепости, и вместе с ними рушится и погибает большая Варшава, прекрасная богобоязненная еврейская Варшава. Солнце заходит, и я благодарю Б-га за то, что больше не увижу его. Я вижу багрянец пожаров и клочок неба, красный и беспокойный, как поток крови. Самое позднее через час я буду уже с моей женой, с моими детьми и с миллионами других сыновей моего народа в том лучшем мире, в котором нет больше сомнений и в котором Б-г — единственный властелин.
Я умираю спокойный, но не удовлетворенный; изувеченный, но не отчаявшийся; веруя, но не прося пощады; любя Б-га, но не повторяя слепо «Амен».
«Рандеву», г. Кишинев, апрель 1993 г.
Изкор Помяни, Господи, Души братьев наших, Сынов Израилевых, Жертв Катастрофы и героев ее, Души шести миллионов евреев, Убитых, преданных смерти, Задушенных, погребенных заживо, Святые общины, Стертые с лица земли за освящение Имени Твоего.
Помяни, Господи, Народ, принесенный в жертву В течение всех времен, И сохрани души их в круге жизни, Любимые и близкие нам В жизни и смерти, Они вечно с нами, И да покоятся с миром Там, где пали они. Амен. יזכור יזכור אל-קים את נשמות אחינו בני ישראל, חללי השואה וגיבוריה, נשמות שש מאות רבבות ישראל, שהומתו ושנהרגו ושנחנקו ושנקברו חיים, ואת קהילות הקודש שנחרבו על קדושת השם.
יזכור אל-קים את עקדתם עם עקדת שאר קדושי ישראל וגבוריו מימי עולם ויצרר בצרור החיים את נשמתם. הנאהבים והנעימים בחייהם ובמותם לא נפרדו, ינוחו בשלום על משכבותם ונאמר אמן. |
Теги не заданы