Темы: Самоубийство, Свобода выбора и предопределенность, Самосовершенствование
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом, уважаемые Раввины! У меня такой вопрос: где начинается свобода выбора и где она заканчивается?
Вот возьмем такой «айсберг», как самоубийство: вершина его — это суицид, подводная часть — это доведения себя до разрушения. Это алкоголизм, наркотики, экстремальный спорт ради адреналина и т.д.
Получается, у этих людей свобода выбора без ограничений: хочу — убью себя или сыграю в «русскую рулетку». Тем самым они отрицают власть Творца. Он их как бы не останавливает. И они своими действиями показывают безграничность своей свободы выбора. Или я ошибаюсь?
Можно конечно привести и другой пример, из известного кинофильма. «Жил боярин, хотел покончить собой, выстрелил — осечка, еще выстрелил — осечка. Решил, что не судьба. На радостях поехал и продал свой дорогой пистолет. Напился, упал с воза и замерз насмерть».
Где она — свобода выбора? Или у всех она разная? Алексей
Здравствуйте, уважаемый Алексей,
Позвольте немного упорядочить Ваши вопросы.
Ваш первый вопрос — о пределах свободы выбора. Вы совершенно правы: Всевышний даёт нам, людям, полную свободу выбора: мы можем стать праведниками, как Моше-Рабейну, или ужасными злодеями.
Талмуд в трактате Менахот объясняет, что этот мир был создан буквой ה (hэй): эта буква отрыта снизу, что означает возможность любого человека «выйти» из этого мира. Т.е. любой из нас может выбрать путь праведника или грешника, и даже такой путь грешника, который уведет его из мира.
Поэтому, конечно, каждый может покончить с собой, употреблять наркотики, нарушать субботу, поклоняться идолам и т.д.
Но следует обратить внимание: на самом деле свобода выбора каждого человека ограничена рамками, вне которых у него нет «войны» с дурным началом.
Рав Деслер[i] называет это «точкой выбора». Например, обычному человеку не нужно пересиливать себя, чтобы не убить другого. А вот проехать бесплатно на общественном транспорте у него уже есть соблазн… И так — у каждого из нас. У каждого есть своя «точка выбора», где он чувствует, что ведет внутреннюю войну с дурным началом, побуждающим его выбрать неправильный вариант.
Со временем, если каждый раз выдерживать это испытание, «точка выбора» смещается «вверх» и «война» с дурным началом продолжается на более высоком уровне, испытания становятся более тонкими.
А Ваш второй вопрос — о «боярине», который продал пистолет, — меньше о свободе выбора человека, а больше о том, как Всевышний руководит этим миром.
Свобода выбора — это то, что в наших, человеческих руках. Но есть то, что ОН запланировал вне связи с нашим выбором. «Боярину» из приведенного Вами примера пришло время уйти из этого мира, и то, что пистолет дважды дал осечку, не спасёт его.
Желаю Вам успеха.
С уважением, Моше Аксельрод
[i] Раби Элияу-Элиэзер бар-Реувен-Дов Деслер (5651-5714 / 1891-1954, Белоруссия — США — Англия — Израиль) — выдающийся мыслитель и педагог, один из духовных лидеров этического движения Мусар.
Рав Берл Набутовский
Убить себя — не лучше, чем убить другого?
Рав Шломо Гольдман
Рав Яков Гельфман
Переводчик Виктория Ходосевич
Еврейский закон совмещает неприятие самоубийства и отвращение к нему с состраданием и сочувствием к тем, кто его совершил
Мирьям Климовская
Влияние среды и воспитания, как и всяких "нейрофизиологических факторов" на поведение человека сильно преувеличено современной наукой. Почему?
Рав Реувен Куклин
Все предопределено, и свобода дана?
Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»
Б-г абсолютен и безупречен во всех смыслах, — это аксиома и один из фундаментальных принципов Торы. Поскольку Он не подвластен времени, Ему известно будущее. Поэтому, если Б-г знает о намерении человека совершить то или иное действие, можно ли говорить, что человек поступает так по свободному выбору? По логике вещей, он вынужден совершить его, поскольку Творец знал об этом действии еще до его осуществления — никакого другого варианта просто нет. Человеку может казаться, что он выбирает между вариантами, но в действительности существует лишь одна возможность и у человека нет никакой свободной воли.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Свобода выбора, мировоззренческие вопросы»
Рав Келонимус Калмиш Шапиро,
из цикла ««Обязанности учеников» (Ховат аталмидим)»
Теперь тебе показали, что Б-г — Г-сподь, и нет никого, кроме Него
Рав Яков Шуб
Учусь в университете, читаю много книг, хожу на лекции, но считаю, что этого недостаточно...
Хана Лернер
Рав Барух Лехт
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Первая книга Торы рассказывает о великих людях прошлого. Вторая же посвящена величию всего народа.
Этот тест прошли 169 раз
Тест по главам второй книги Пятикнижия — Шмот
Рав Моше Пантелят
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Шмот»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Рав Овадья Климовский
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Шмот»
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Шмот»
Этот тест прошли 258 раз
Вопросы для цикла уроков рава Моше Пантелята по книге Торы Шмот
Рав Моше Пантелят
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Шмот»
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Шмот»