Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Почему Б-г не сделает всех людей разом идеальными?

Темы: Награда и наказание, Предназначение, Свобода выбора, Машиах, Добро и Зло, Самосовершенствование

Отложить Отложено

Здравствуйте, раби! Смысл испытания от Всевышнего — это улучшение человека. Но ведь Б-г может всё, почему Он не сделает всех людей разом идеальными? Тем более что Мошиаха он сделает мудрее и праведнее всех людей до Мошиаха. Лиор

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте, Лиор!

Ответ на Ваш вопрос содержится в самом вопросе. Смысл испытания — улучшение человека. Но не просто улучшение — в том смысле, что он становится лучше, добрее. А в том смысле, что он это добро выбирает. Имея возможность выбрать и иначе. И потому получает за это награду. И потому для него это добро осознанно и дорого — как то, чего добиваешься своими усилиями и стараниями. Зарабатываешь.

Если же Б-г сделает всех людей разом хорошими, получается, они просто станут зомби, запрограммированными на добро. И заслуга в этом будет не их, а Того, Кто их такими сделал. Не они самосовершенствовались, а Кто-то другой их совершенствовал.

Хотел было добавить «пусть жизнь и станет очень приятной», да ведь в том-то и дело, что не станет! Если только задумаемся, мы осознаем, насколько мир изменится — и необязательно в приятную нам сторону. Ведь окажется, что огромному количеству людей станет попросту нечего делать.

Полицейским и солдатам: ведь люди идеальны и не совершают преступлений, и не воюют. Поэтому также и судьям, адвокатам, охраниикам — всей системе. Учителям — зависит от того, насколько мудрыми Он решит сделать детей: может, сразу, с рождения у них будет взрослое понимание? А то они ведь очень жестоки, эти дети, надо их исправить. Да и лучше, если они самостоятельно смогут всё изучить и понять. И зачем тогда учителя и вся система?

Врачам — может быть, будет, чем заняться: ведь идеальный человек может заболевать.

Пожарным, спасателям тоже: их работа будет необходима, если кто-то попал в беду нечаянно, а не подожгли злодеи.

Но тогда вопрос к нам: если мы хотим идеального мира, то почему бы не хотеть сделать жизнь людей идеальной во всех отношениях? Если уж люди идеальны, то чем они заслужили болезни? Почему Б-г позволяет им попадать в беду, дает случаться пожарам и прочим ураганам и землетрясениям?

Короче, так мы быстро дойдем до вывода: если всё хорошо, утрачивается весь смысл жизни, и вообще идеальный мир — это мертвый мир. Если всё хорошо, то нечего делать и некуда идти: уже приехали. И не о чем переживать и волноваться: но потому нет места любви! Ведь любовь — это желание человеку лучшего и переживание за него — в мире, где может сложиться по-всякому. Но в идеальном мире непременно сложится идеально, и можем не волноваться и не заботиться.

Другими словами, тот мир, о котором нам тут вздумалось мечтать, — это уже существующий мир ангелов. Да, они именно такие, идеальные. И нет, они не мертвы, и очень даже наслаждаются своей жизнью — потому, что такими их сделал Б-г. Но это просто другого рода существа. А человека Б-г создал иным: со свободой выбора, из которой следует награда и чувство достижения в случае правильного выбора.

И такой неидеальный, но выбравший добро человек на самом деле может подняться выше ангелов, — уподобиться ни много ни мало Самому Б-гу! Ибо Он тоже не «зомбирован», а по Своему выбору и решению творит — и делится Своим творением с другими, делает добро. Вот и человек может так, и это даст ему высшее чувство достижения. Он это выбрал, он так решил, он так сделал, он облагодетельствовал. Он — нет, не Б-г, но Его представитель в этом мире!

Наконец, Вы упомянули то, что Машиаха Б-г сделает мудрее и праведнее всех людей, которые были до него. Извините, а откуда такое известно? Опять же, праведнее Б-г его не сделает — по тем причинам, что упомянуты выше. Машиах сам сделает выбор и станет праведным, имея при этом возможность таким и не стать. Б-г только даст ему качества, позволяющие стать Машиахом, если только тот сделает правильный выбор. А если не сделает, то и не станет. А станет кто-то другой вместо него. Кто-то в конечном итоге станет, но это уже забота Б-га: как устроить так, чтобы непременно кто-то стал. Но у каждого человека свой выбор.

Б-г сделает его мудрее всех? Вовсе не обязательно. Мудрость вообще не является тут главным условием, и она не всегда совпадает с праведностью. Это разные вещи — всё понимать и заставлять себя делать правильный выбор. Голова Эйсава похоронена в пещере Махпела — вместе с Яаковом, т.е. братом Эйсава, и остальными праотцами. Потому что он, Эйсав, всё понимал. Но делать правильный выбор себя не заставлял и потому праведником не стал.

Царь Шломо просил Б-га о высшей мудрости, и Б-г ему эту мудрость дал. А отец Шломо, Давид, не просил, и Б-г ему не дал. Это не значит, что царь Давид не был мудр, просто не в высшей мудрости было главное его достоинство, а именно в праведности, что конкретно означает — выполнение той роли, которую дал ему Б-г.

Как раз Давида мы считаем потенциальным Машиахом, а того Машиаха, который придет — продолжателем дела Давида. А ведь Давида в свое время многие не считали достойным не то что роли Машиаха, а даже просто царского престола. Потому что он был далеко не идеальным во всех отношениях. В глазах тех, кто ценил, выражаясь современным языком, культуру и интеллигентность, Давид не был их носителем. Но был праведным в том смысле, что делал правильный выбор и выполнял ту роль, которую Б-г ему дал.

Некоторые, конечно, представляют Машиаха самим идеалом — и даже человекобогом. Но это уже другая религия, которую мы отвергли по многим причинам. И от Машиаха мы ждем не того, что, по утверждению его поклонников, делал основатель христианства, и вообще не «идеальности», а конкретных свершений. И предвкушаем его приход не затем, чтобы к нему «прильнуть» и учредить его культ, а чтобы свершились те события и мы получили возможность вернуться к Б-гу и зажить другой жизнью.

Да случится это в скором времени!

С уважением, Меир Мучник

Материалы по теме

Врата Воздаяния. «Средние» и награда за заповеди нечестивцам

Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»

Часто, наблюдая за миром, мы видим, как злодей проживает в благоденствии и богатстве свою жизнь, в то время, как праведник, страдая, прозябает в нищете. Подобные ситуации испокон времен вызывали вопрос, а куда же смотрит "всемирная справедливость"?

Кто такой МЕССИЯ?

Рав Овадья Климовский

«Мессия» на Святом Языке звучит как машиах.

За какие дела положено воздаяние в этом мире, а за какие — в грядущем?

Рав Натан Агрес

С чем связано «преимущество» одних заповедей перед другими?

Где в Торе говорится о Машиахе?

Журнал «Мир Торы»

Удивительный парадокс: в устной Торе (Талмуде, Мидрашах) ведется подробное обсуждение вопроса веры в приход спасителя, именуемого Машиах, а в письменной Торе об этом нет ни одного упоминания!


«Акедат Ицхак» буквально означает «связывание Ицхака». Об этом рассказывается в Торе, в недельной главе Ваера. Конечно же, никаких человеческих жертв в ходе «жертвоприношения Ицхака» принесено не было Читать дальше