Темы: Еврейская молитва, Здоровье, Яков Шуб
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныВопрос раву Якову Шубу: Пересылаю вопрос — Когда и за кого молиться? Прошу детально рассказать, в каких случаях следует в молитву Амида добавлять вставку «молиться», а в каких говорить Псалмы (и какие из них), а в каких просить габая добавить имя в Мишеберах, и какие еще молитвы за больных приняты.
Большое спасибо за Ваш вопрос. Существует несколько способов молиться за исцеление больных:
1. В основной молитве Амида. 2. В специальной молитве за выздоровление Ми Ше-Берах, которую произносят после чтения свитка Торы. 3. Чтение Тэилим (Псалмов).
Попробуем разобрать каждый из этих вариантов подробнее.
1. В основной молитве Амида:
— Разрешено упоминать имена больных, как близких родственников, так и других людей, в специальном благословении о выздоровлении в молитве Шмонэ-Эсрэ (Мишна Брура 116:3). Точный текст молитвы обычно приводится в Сидуре (молитвеннике). Можно также попросить об их исцелении в благословении Шомэа тфила («Внемлющий молитве») или в Завершающих просьбах в конце молитвы.
— Когда молятся за выздоровление, необходимо назвать еврейское имя больного, а также имя его матери (респонс Закен Аарон 1:11, Мааршам, Даркей Тора 119:1). Если неизвестно имя матери, можно упомянуть и имя отца (Хазон Иш, Орхот рабейну, стр.64). Если и это неизвестно, то упоминают любое известное имя или фамилию.
— Мать, которая молится за выздоровление своих детей, говорит просто «дочь моя» и называет её имя или «сын мой» и его имя (без упоминания имени матери).
— Если больной находится там, где происходит молитва, нет необходимости упоминать его по имени (Мишна Брура 116:3).
— Когда человек молится за выздоровление людей, которые не являются его близкими родственниками, он выполняет заповедь «возлюби ближнего как самого себя». При этом желательно сначала упомянуть имена этих людей, а уже затем имена близких родственников, в соответствии с тем, что сказано в Гемаре (Бава Кама 92 б): молитва того, кто просит помочь другому, а сам нуждается в такой же помощи, принимается в первую очередь (Йесод вэ-шорэш а-авода, Шаар а-корбан 5).
2. В специальной молитве за выздоровление Ми Ше-Берах («Тот, Кто благословил наших отцов… исцелит и больного…»), которая читается после чтения свитка Торы:
В большинстве общин принято читать эту молитву только в субботу, однако некоторые читают её и в другие дни, когда есть чтение Торы. При чтении в субботу существуют определенные ограничения (см. ниже), связанные с тем, что в субботу нельзя грустить, думать о вещах, которые причиняют страдание, обращаться к Всевышнему с личными просьбами, которые наводят на такие мысли и т.п. Ограничения зависят от уровня тяжести болезни. Выделяют три уровня:
— Жизнь больного находится в опасности, причём опасность существует в данный момент. За такого больного разрешено не только молиться как обычно, но и произносить Тэилим, и, конечно же, произносить Ми Ше-берах. В принципе, когда речь идёт о таком больном, текст молитвы разрешено произносить без изменений, как в будние дни. Однако принято использовать специальный текст для субботы, который приводится в сидурах.
— Болезнь может привести к летальному исходу, но на данный момент опасности не существует. Для этого случая есть специальный текст молитвы Ми Ше-берах для субботы.
— Жизни больного не угрожает опасность. В принципе, за такого больного нельзя молиться в субботу (Маген Авраам 288:14), но во многих общинах принято в этом вопросе «облегчать» Закон и произносить специальный текст молитвы Ми Ше-берах для субботы (Мишна Брура 288:10).
3. Чтение Тэилим (Псалмов)
Чтение Тэилим (Псалмов) является «методом», к которому евреи издавна прибегают в трудную минуту. Тэилим читают как в моменты опасности, так и за успех каких-либо начинаний и предприятий. Их читают, конечно, и за выздоровление больного. Обычно читают главы 121, 130, 142, 13, 20, 30. О том, какое воздействие оказывает чтение каждой главы, читайте «Какие главы Тэилим читать за больного, за роженицу, за мир в семье?».
Тэилим можно читать в одиночку, однако особую силу имеет чтение Тэилим в миньяне (в присутствии десяти и более евреев). При этом необходимо учитывать несколько моментов. С одной стороны, многие люди дорожат своим временем и не всегда удобно просить их участвовать в такого рода молитвах. С другой стороны, в Гемаре (Брахот 12 б) сказано: тот, кто может помолиться и попросить у Вс-вышнего милосердия для другого и не делает этого, совершает прегрешение. Поэтому если речь идет о родственнике, близком человеке, большом Раввине или человеке, который поддерживает какую-либо общину или работает на её благо, то, разумеется, имеет смысл организовать чтение Тэилим за его выздоровление.
Рав Шломо-Залман Ойербах зацаль сказал, что перед тем, как читать Тэилим за выздоровление в миньяне, необходимо упомянуть имя больного, чтобы молящиеся знали, за кого они молятся, и постарались молиться с особым чувством. В принципе, это является общим правилом: чтобы молитва о выздоровлении другого была принята, необходимо постараться почувствовать боль и страдание другого человека (Алихот Шломо 8, прим.60, 61).
В заключении приведем рассказ из книги Рава Ицхака Сильвера о законах взаимоотношений между людьми, которая в скором времени с Б-жей помощью выйдет на русском языке:
Когда йешива Мир во время Второй мировой войны перебралась в Шанхай, один из учеников сильно заболел. Осмотрев его, врачи сказали, что состояние безнадёжное и ничем помочь невозможно. Они не верили, что юноша сможет выжить. Ученики рассказали об этом своему духовному наставнику — раву Йехезкелю Левенштейну. Услышав это, рав открыл трактат Шабат и начал громким голосом читать: «Если лежит человек при смерти, и девятьсот девяносто девять ангелов-обвинителей стоят над ним, и лишь один ангел защищает его, человек может спастись, как сказано в книге Йова (33): Если же есть ангел-предстатель за него — один из тысячи, чтобы возвестить о человеке правоту его…».
Прочитав этот отрывок, рав Левенштейн открыл арон (особый шкаф) со свитками Торы и вскричал со слезами на глазах, так, что все присутствующие содрогнулись: «Владыка мира, этот юноша оставил свой теплый родительский дом в Германии и отправился в йешиву Мир еще до начала войны, чтобы изучать Тору. Неужели среди тысяч ангелов нет у него ни одного ангела-защитника?». Затем он начал читать Тэилим вместе со своими учениками. Сразу же после этого состояние юноши значительно улучшилось. Он постепенно выздоровел и вернулся к учебе.
С уважением, Яков Шуб
Рав Шимшон Пинкус,
из цикла «Врата молитвы (6 глав из книги)»
Рав Шимшон Давид Пинкус о молитве
Рав Давид Штайнойз,
из цикла «Главы из книги «Тайна восемнадцати благословений»»
Сказать, что у девяноста девяти процентов молящихся сложности с сосредоточением в молитве, было бы неправдой. Эта проблема затрагивает все сто процентов молящихся. Глава из книги «Тайна восемнадцати благословений»
Эстер Оффенгенден,
из цикла «Ростки веры»
Как воспитывать детей, чтобы у них была вера в Б-га?
Рав Шимшон Пинкус
Раби Элияу миВильна Виленский Гаон,
из цикла ««Совершенная Мера» (Эвен Шлема)»
О молитве
Рав Яков Шуб
Можно ли во время молитвы быть одетой как обычно?
Рав Реувен Куклин
Если женщина хочет прочесть дополнительные молитвы – будет благословенна...
Рав Элияу Тавгер
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Берл Набутовский
Рав Меир Мучник
Таков был план Творца?
Рав Овадья Климовский
В чем, собственно, вина фараона???
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Реувен Куклин
Зачем же в священной Торе написано именно так?
Рав Реувен Куклин
Каким венерическим заболеванием был поражён фараон?
Рав Овадья Климовский
Какие варианты были у Авраама?
Рав Яков Шуб
Есть ли с точки зрения Торы какие-то предпочтения, где жить? Как быть, если жених и невеста живут в разных странах и ни один из них не хочет переезжать? Чем руководствоваться при выборе места жительства?
Рав Меир Мучник
Почему Авраам скорбел по Саре и оплакивал ее?
Рав Йегуда Брум
Сара прожила 127 лет и Ахашверош правил 127 странами, есть ли между этими вещами связь?
Рав Овадья Климовский
Женщина, понравившаяся фараону, рисковала овдоветь в одночасье?