Темы: Иудаизм и Христианство, Моше, Машиах, Рамбам, Давид, Раби Акива, Искупление
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте! Хотелось бы понять природу Машиаха. Будет ли он каким-либо образом человекобогом? Или обладать каким-то особым духом? Какой был, например, у Моше Рабейну, ставшего избавителем от египетского рабства? Будет ли он всесильным? Каким образом мы обретем в нем спасение, когда он действительно придет? N.
Здравствуйте, N.!
Затронутую Вами тему важно прояснить. Ибо за последние 2000 лет большая часть мира настолько привыкла к идее Машиаха в интерпретации христиан, что люди автоматически предполагают, что Машиах таков и в еврейской Традиции. И что евреи отказываются признать Машиахом Христа только потому, что он по факту не принес избавления.
А мог ли он в принципе его принести? Был ли он человеком того типа, каким должен быть Машиах? Соответствуют ли описания его «деяний» в «новом завете» тому, что мы ожидаем от Машиаха?
Важный на самом деле вопрос. Что мы ждем от Машиаха? Спасения?
Да, но какого? «Кто уверует в него, тот будет спасен?» На том свете, разумеется.
Нет, Машиах, которого ждем мы, не будет Б-гом ни капельки. Поэтому дело совсем не в вере в него. И не в спасении на том свете.
А в спасении на этом. Действительно, Моше, который нас вывел из египетского изгнания, был каким-либо образом Б-гом? Никоим образом и никак. Он был человеком, смертным (рожденным у смертных мужчины и женщины самым обыкновенным образом), которого истинный Единый Б-г выбрал для этой миссии.
Причем, будучи человеком, Моше, хотя и великий праведник, иногда допускал оплошности или впадал в отчаяние! Например, после того, как первая попытка избавить евреев от рабства привела, наоборот, к ужесточению угнетения (Шмот 5:6). И уж точно не был всесильным. Так, он умер, не осуществив заветную мечту войти в Землю Израиля. Потому что Всесильный Б-г не дал. А Моше был лишь Его верным смертным слугой.
Моше жил раньше нас, поэтому мы уже знаем, кем он был, и рассказываем о его деяниях, чтобы извлечь уроки как из его праведности, так и из его ошибок: если даже Моше их совершал и даже у него была возможность роста, повышения своего уровня, что же говорить о нас... Но не затем, чтобы создать его культ и обрести в нем какое-то «спасение».
Машиах еще в будущем, и мы не знаем, кем он будет. Поэтому по определению не можем рассказывать о его деяниях, чтобы извлечь какие-либо уроки.
И, если обратить внимание на наши разговоры о Машиахе, можно обнаружить: они ведутся не столько о самом Машиахе, сколько о временах Машиаха. Нас интересует не кто и как именно нас выведет из изгнания, а каким тогда станет мир и наша жизнь. «Когда придет Машиах, будет так-то». Или «пусть поскорее придет Машиах, и избавимся от такой-то проблемы». В этом духе ведется обсуждение, в том числе и здесь.
И для этого достаточно знать, что Машиах будет помазанником Б-га и каким-то образом исправит ситуацию. Но не следует и не имеет смысла делать из него самого святого и создавать его культ. Он не будет человекобогом, да и вообще, вполне возможно, не будет таким уж «святым» в общепринятом понимании слова.
Ведь он будет потомком царя Давида и сделает то, что пытался сделать тот.
А сам царь Давид каким был? Читая описание его жизни в Пророках (книга Шмуэля), легко обратить внимание, что у него были ярые оппоненты, причем из потомков Йосефа и Биньямина — праведников и интеллигентов.
Так, Шими бен-Гера, потомок Биньямина, нанес царю Давиду «тяжкое оскорбление» (клала нимрэцет). Говорят мудрецы: в слове нимрэцет (корень: мэм-рэйш-цади) содержится информация о том, какие слова произнес Шими: ноэф — «развратник», мамзер — «незаконнорожденный», роцеах — «убийца». Как он посмел говорить такое помазаннику Б-га?!
Потом Йаровам, потомок Йосефа, расколол царство и увел десять колен, а когда Б-г предложил ему раскаяться в идолопоклонстве и обещал, что тогда «Я, Давид и ты будем вместе гулять по Эденскому саду», тот спросил:
— А кто впереди?
— Давид.
— Тогда не желаю!
Почему??
Хотя теперь Давид для нас бесспорный праведник, в глазах тех современников он вовсе не был святым и интеллигентом. Потому что действительно обладал иным типом характера, был воином, много убивал в боях и, на своем уровне, не всегда воздерживался от греха. А праведность его выражалась не в том, что не грешил, а в том, что, согрешив, умел признать неправоту и искренне раскаяться.
И был он таким именно потому, что он царь. А власть обычно крутая, и интеллигенция ее обычно не любит. А власти приходится такой быть, потому что такой здесь мир. Поэтому коту Леопольду не место во власти, заедят мыши, а если каким-то образом попал туда, то нужен «озверин». И колено Йеуды, к которому принадлежит Давид, оно в целом такое: не интеллигенты, а воины.
Поэтому Машиах нас интересует не как святой и объект культа, а как царь, который добьется конкретных целей: положит конец нашему изгнанию, избавит от врагов, объединит. И такие цели частенько достигаются вовсе не интеллигентскими методами…
Поэтому, например, раби Акива[i] думал, что Машиахом мог быть Бар-Кохба, поднявший восстание против римлян — опять же, не святой мудрец, как сам раби Акива, а воин и лидер.
(В отличие от других исторических этапов, когда некоторые группы принимали за Машиаха именно людей другого типа: раввинов и ученых. В свете сказанного: на самом деле такого рода праведность и ученость — вовсе «не повод» считать, что человек может быть Машиахом!)
Так что не о самом Машиахе мечта, как бы к нему прилепиться и обрести в нем спасение, а об эпохе, которую его приход ознаменует, о том, как освободимся от гнета и «прилепимся» к Б-гу.
Нет, мы не говорим, что Машиах непременно будет обладать тяжелым характером или быть «на озверине». А только — что его культ как святого и чуть ли не «бога» вовсе не стыкуется с той ролью, которую он должен сыграть, согласно нашей Традиции. И что в образ, который создали христиане, — с его «кротостью» и т. п., тоже явно не вписывается. Не таким он в принципе должен быть.
А также — не «спасать» нас и не заниматься всем, что делает человек, описанный в «новом завете»: ходить и исцелять, и воскрешать. Странная вообще ситуация получается: именно в тот момент вся страна превратилась в какой-то госпиталь, полный больных и покойников, а он ходит и всех исцеляет и воскрешает, воскрешает и исцеляет, и в этом всё дело. (Вот повезло им, что заболели или умерли именно тогда, иначе не выздоровели бы и не воскресли).
Нет, не в этом роль раввина, и не в этом роль царя. И вообще наш мир — слава Б-гу, обычно не больница. Вот в регионы, где военные конфликты, ему стоило направиться, там исцелять и воскрешать, очень было бы кстати. Но там, где жизнь «нормальная», главным образом не это нужно.
Как подчеркивает Рамбам[ii], говоря о Машиахе, наша основная цель — все-таки не ждать его, а жить здесь и сейчас и совершенствовать мир. Поэтому главное — что делать нам? Действовать. А не то что кто-то должен нас спасти, а мы — всего лишь в него верить и почитать. В этом плане мы действительно «кузнецы своего счастья». Б-г — Начальник, Который дал нам инструменты и даст «зарплату», но мы должны «заработать», «выковать».
Да, мы почитаем раввинов, но не как посредников между нами и Б-гом или «спасителей», а как учителей, которые могут научить нас правильным действиям. И подать пример собственными действиями. Кто-то кого-то чудом исцелил или воскресил — это мне не помогает, я так не сумею. А вот великий раввин кому-то помог, позаботился, приютил — и я так должен и могу к этому стремиться. Поэтому такие в основном истории у нас рассказывают о раввинах. Продолжим у них учиться, жить и совершенствовать мир здесь и сейчас, а также надеяться, что Машиах, смертный царь, посланник Б-га, избавит нас по Его воле от нынешнего изгнания.
С уважением, Меир Мучник
[i] Раби Акива бен-Йосеф (3775-10 тишрея 3896 / 15-135 , Эрец-Исраэль) — один из величайших мудрецов Израиля всех времен.
[ii] Раби Моше бар-Маймон, Маймонид (4895-4965/1135-1204, Испания — Египет) — величайший еврейский мыслитель и законоучитель.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Жизнеописание Давида
Рав Арье Каплан,
из цикла «Еврейская Тора и христианские миссионеры»
Почти два тысячелетия христианские миссионеры убеждали евреев принять их веру, но всякий раз терпели неудачу. Что двигало нашими предками? Почему они оказались столь «неуступчивыми»?
Браха Губерман
Краткий биографический очерк
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Законы раскаяния»
Предписывающая заповедь: грешник должен прекратить грешить, вернуться к Всевышнему и исповедаться в своем грехе.
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Глава мудрецов в период после разрушения Второго Храма
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Краткая биография Моше
Рав Хаим Коэн,
из цикла «Ответы на вопросы»
Рав Арье Каплан
Чем христианский Мессия похож и не похож на еврейского Машиаха?
Рав Исроэль-Меир Лау
Законы и обычаи святого дня.
Рав Овадья Климовский
«Мессия» на Святом Языке звучит как машиах.
Рав Эзриэль Таубер,
из цикла «Тьма перед рассветом»
Катастрофа и возвышение через страдание
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Дерех Ашем, «Путь Творца»»
Отрывок из книги Рамхаля "Дерех Ашем"
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его