Темы: Вино, Награда и наказание, Лот, Тора и наука, Свобода выбора и предопределенность, Психология
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом. Очень хочу узнать ответ вот на какой вопрос:
Имеется ли у человека абсолютная свобода воли? А именно: зависит ли эта самая воля от внешних факторов? Например: человека принуждают, пытают или же у него в результате болезни или травмы мутнеет рассудок. Есть ли у него нечто, что он сознает в любом состоянии?
Например, у пьяного человека есть всегда некий уголок в голове, где он понимает: я пьяный, эмоции и тело могут меня не слушаться. Это то самое «место свободы воли»?
Иными словами: если человек, бывший здоровым, становится, к примеру, после травмы умственно отсталым, тот ли это самый человек? Есть ли в нем то, что ранее выбирало и принимало решения? Просто это нечто помутнело, оно есть, но решения в данный момент не принимает, а является неким наблюдателем извне? Или же это самое понимание гаснет вместе с поведением и самим телом? Владислав
Здравствуйте, Владислав,
Вы коснулись очень глубокой темы — темы свободы выбора.
Наличие свободы выбора — отличительная черта человека, то, что отличает людей от остальных созданий. Человек — это отражение Творца, Всевышний создал нас по Своему образу и подобию. У Него нет ограничений в выборе, как поступить. У людей тоже есть свобода выбора (хотя человеческая свобода выбора ограничена определёнными рамками в отличие от свободы Всевышнего).
Животные не выбирают, как поступить, потому что они способны видеть только прямые сиюминутные результаты своих действий. Поэтому всё их поведение зависит только от инстинктов, вложенных в них с рождения.
А ангелы, будучи высшими созданиями, не могут выбирать, как поступить: ведь для них любое отклонение от выполнения своей функции — исполнения воли Всевышнего — вообще является выходом из собственной сущности, из своей реальности.
Настоящая свобода выбора не зависит ни от чего, иначе это уже не свобода выбора, а просто следствие каких-то причин. Корень, исток возможности выбирать находится в высших мирах, и у нас нет возможности постичь, каким образом это работает.
Это и есть наше подобие Всевышнему: как Он может создать нечто из ничего, так и мы можем совершить выбор вне зависимости от чего-либо. Наше подобие Творцу в том, что мы тоже творцы: созидаем новую реальность своим выбором — без каких-либо предпосылок.
Но, естественно, существует множество факторов, влияющих на нас. Эти факторы могут делать возможности нашего выбора между двумя путями неодинаковыми.
Как в Вашем примере: человека пытают, скажем, чтобы он поклонился идолу. У него остаётся свобода выбора, он может не сломаться под пытками или принять смерть, но боль влияет на его сознание и склоняет «чашу весов» в другую сторону.
Также понятно, что на сознание человека и его способность выбирать влияют такие факторы, как воспитание, полученное им в детстве, его человеческие качества, среда, в которой он рос и т.д.
Имеется даже концепция «детерминизма» в психологии. Сторонники такого подхода считают, что у человека вообще нет свободы выбора, а все его поступки можно, гипотетически, предвидеть заранее: ведь всё зависит от каких-либо обстоятельств, воспитания и т.д.
Естественно, взгляд Торы иной. Если бы человек был запрограммирован с самого начала, то жизнь не имела бы смысла. Весь смысл нашего существования в том, чтобы мы совершали правильные или неправильные поступки по своему решению и в результате получили бы за них награду или наказание. А если нет свободы выбора, то и наказание, и награда неуместны: мы не виноваты в неправильном выборе и не достойны похвалы за правильный, так как всё было заложено в нас при рождении и раньше!
Когда человек напивается, это в определённой мере его «растормаживает», ему сложней удержаться от различных импульсивных поступков.
Есть такая степень опьянения, которая на языке наших мудрецов называется «пьян как Лот» (по рассказу Торы о Лоте, которого напоили до такой степени, что он не заметил, как вступил в запрещенную связь с собственными дочерями). В таком состоянии человек полностью теряет контроль над собой и считается освобожденным от заповедей как сумасшедший (есть запрет напиваться до такой степени).
В таком случае у пьяного просто нет возможности выбирать, т.к. он «сидит в машине без тормозов, которая несётся вниз с горы». Но теоретически свобода выбора остаётся, и, когда он протрезвеет, она вернётся к нему.
Так и человек, который сошёл с ума: он не управляет собой и своими действиями, следовательно, сейчас у него отсутствует свобода выбирать и он не получит наказания за неправильные действия и награду за правильные. Но потенциально она у него существует. Поэтому, если он выздоровеет, то станет обычным человеком, свободно выбирающим свои действия.
Надеюсь, что смог сколько-то помочь Вам в этом вопросе.
С уважением, Моше Аксельрод
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Рав Реувен Куклин
Психологи утверждают; что в жизни необходимо делать только то, что приносит удовольствие…
Рав Натан Агрес
Известны ли коды, связанные с Ханукой?
Рав Реувен Куклин
Как оно влияет на нашу жизнь и можно ли / нужно ли над ним работать в каком-то направлении?
Доктор Джеральд Шредер
Происхождение жизни — загадка, которую наука не в состоянии разрешить. Каким образом энергия Большого взрыва воплотилась в живой разум?
Рав Яков Шуб
Это что, еврейский тост?
Рав Замир Коэн
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Мирьям Климовская
Влияние среды и воспитания, как и всяких "нейрофизиологических факторов" на поведение человека сильно преувеличено современной наукой. Почему?
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
Часто, наблюдая за миром, мы видим, как злодей проживает в благоденствии и богатстве свою жизнь, в то время, как праведник, страдая, прозябает в нищете. Подобные ситуации испокон времен вызывали вопрос, а куда же смотрит "всемирная справедливость"?
Рав Реувен Куклин
Все предопределено, и свобода дана?
Рав Натан Агрес
С чем связано «преимущество» одних заповедей перед другими?
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Выдающийся знаток сокровенного учения и праведник, основатель хасидского движения.
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Выдающийся законоучитель и кабалист, один из ближайших учеников основателя хасидизма
Неизвестный автор
Если у человека имеется простой топор, он войдёт в любую дверь...
Неизвестные исполнители
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Исток»
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
...Как только бульдозер арабских строителей приблизился к могиле р. Хаима, мотор заглох и больше не заводился. На следующий день пригнали другой бульдозер, но едва его ковш коснулся святого места, бульдозер перевернулся, скатился по крутому склону вниз, и его водитель погиб...
Эзра Ховкин,
из цикла «Мудрец и извозчик»
Куры у плетня, мазанный известью домишко с соломенной крышей... Почему же душу охватывает трепет, когда приближаешься к этому дому? Потому что там живет Ребе – праведник, мудрец, духовный наставник своих хасидов.
Неизвестные исполнители
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Б-жественное Провидение послало человека из тех, которые посылаются на землю один раз за много поколений.
Рав Яков Доктор
Однажды эмир города выдавал замуж дочь, и на свадьбу срочно понадобились бриллианты Ор а-Хаима. Мудрецу передали, что сделан выгодный заказ.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы
Александр Гринвальд
На старом еврейском кладбище Меджибожа насчитывается около 200 захоронений от 1555 до 1853 годов. Большинство надгробий достаточно хорошо сохранились. Здесь похоронен основатель хасидизма Исраэль Бааль Шем-Тов и его сподвижники. В 2000 году рядом со старым еврейским кладбищем была построена синагога.