Из цикла «Врата воздаяния», темы: Геином, Награда и наказание, Карет, Душа, Рамбам, Рамбан, Загробная жизнь
67) И вслед за тем, как мы разъяснили веру наших мудрецов, благословенна память о них, и их речения, мы должны прочувствовать и разъяснить слова великого учителя, нашего наставника Моше бар Маймона (Рамбама), который написал в Мишнэ Тора (Законы тшувы 8:1): «Награда праведников в том, что они удостоятся этой услады (жизни будущего мира), а расплата нечестивцев в том, что они не удостоятся этой жизни, а будут отсечены от нее и умрут. И каждый, кто не удостаивается этой жизни, — он мертв, ибо он не будет жить вечно, но будет отсечен за свое злодейство и исчезнет, подобно животному. И это “отсечение” — карет, о котором написано в Торе (Бемидбар 15:31): “Отсекается, отсечена будет эта душа”. Из устной традиции учим (Сифри, Шлах 112): “Отсекается” — в этом мире, “отсечена будет” — в будущем мире». Т.е. душа, которая покинула тело в этом мире, не удостоится жизни будущего мира, а будет от него отсечена.
И еще написал Рамбам, благословенна память о нем: «Вот возмездие — и нет возмездия, превосходящего это: эта душа будет “отсечена” и не удостоится той жизни, как сказано: “Отсекается, отсечена будет эта душа; ее грех на ней”. И это уничтожение пророки образно называют “гибельной ямой” (Теилим 55:24), и “преисподней” (там же 88:12), и “местом сожжения” (Йешая 30:33), и “пиявкой” (Мишлей 30:15) (все эти названия мудрецы относят к Геиному — Эйрувин 19а, Авода зара 17а), и другими словами, связанными с истреблением и гибелью, ибо это истребление, после которого не возрождаются, и потеря, которая не восполнима» (Законы тшувы 8:5). Все это слова Рамбама, благословенна память о нем.
Того, кто видит эти слова, охватывает тревога — уж не склоняется ли мнение этого рава, благословенна память о нем, к тому, что нет наказания и мук для души грешника, и не настигнут ее страдания; уж не говорит ли он в один голос с еретиками, не дай Б-г. Но слова Рамбама, благословенна память о нем, относятся к конечному истреблению и полному уничтожению, после которого уже нет никакого наказания и возмездия, и это — карет, т.е. уничтожение души. И это уничтожение, происходящее после того, как душа уже претерпела кары Геинома и его страдания, — величайшее наказание и суровая казнь, потому что душа утрачивает великую усладу, которую могла бы заслужить, ибо изначально была чистым созданием, извлеченным из места пребывания ангелов или с еще более высокого уровня. Но эта нега — удел праведных и великая привилегия, которой они удостаиваются, как объясняет сам Рамбам, благословенна память о нем (Законы тшувы гл.8), и как мы разъясним в дальнейшем (пп.100-114).
И несмотря на то, что сам Рамбам, благословенна память о нем, не разъяснил в достаточной степени, что это уничтожение сопровождается карами и страданиями, есть в его словах доказательство, позволяющее истолковать его именно так. Ведь он написал в одной из глав упомянутой книги (Законы тшувы 3:5—6): «Всех грешников, у которых преобладают грехи, карают в соответствии с их грехами, и у них есть удел в будущем мире, ибо у “всего Израиля есть удел в будущем мире” (Санхедрин 90а). …»А вот те, у кого нет удела в будущем мире (там же) — они «отсекаются», и истребляются, и караются в соответствии со своим злодейством и своими великими грехами во веки веков, — и это еретики, и насмехающиеся над мудрецами, и отрицающие Тору и т.д. Ведь он разделил между приговоренными к окончательному «отсечению» и теми, кого «карают в соответствии с их грехами». И если нет особого места мук и страданий для души, что значит его фраза о грешнике, которого «карают в соответствии с его грехами», а по завершении кары у него «есть удел в будущем мире»? Т.е. он подразумевал как раз то, что мы разъяснили.
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография верховного судьи Израиля, человека, за которого вышла замуж моавитянка Рут, принявшая иудаизм.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Отношения с древними народами.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Моавский царь, чье имя носит глава, посылает секретное посольство к сильнейшему из практиковавших тогда специалистов широчайшего профиля
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография отважного воина и праведника
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Законы войны.
Рав Бенцион Зильбер
Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Собери народ, чтобы повторить с ними прежние заповеди и обучить их новым, которые они еще не знают
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Обычай, согласно которому после смерти мужа ближайший его родственник должен восстановить его род от его жены, т. е. брак по левирату, впервые упоминается в Торе в том месте, где речь идет о смерти Эра, первенца Иеуды
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»