Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Письмо на сайт toldot.ru

О раве Ицхаке Зильбере , светлой памяти, я узнала из книги Кармелы Райс, и тут же для себя решила, что я срочно должна познакомиться с этим человеком – легендой.

Посоветовавшись с одной из своих подруг и связавшись с секретарем и помощником рава, который назначил мне встречу на пятницу – я поехала, хотя эта же самая подруга меня отговаривала, что дескать, не реально : перед шаббатом, да вдруг опоздаешь на последний автобус и т.д. Но я ни о чем не хотела думать и слушать и тогда поняв, что меня ничем не переубедишь, она стала давать мне наставления, такие как : записать все по пунктам на листочке и говорить быстро, четко и ясно, т.к. у рава нет много времени, тем более он недавно из больницы, а народу наверное у него будет много…

Пересев на «тахане мерказит» на нужный автобус, я попросила водителя, чтобы он подсказал мне когда будет моя остановка, но как это часто случается, он позабыл о моей просьбе и я доехала до конечной. Но ведь в нашей жизни не бывает случайностей. Так и здесь, чтобы мне не пришлось долго ждать, т.к. рав в синагоге, Ашем предложил мне пройтись по Иерусалиму. С Его Б-ей помощью и с помощью прохожих я нашла нужный мне дом, но как я уже говорила, рав Зильбер молился «Шахарит».

Тут звонит подруга и советует позвонить еще раз секретарю и объяснить, что ты из Бней Брака и т.д. и т.п., а то рав Зильбер , светлой памяти, придет не один, и все они конечно же зайдут с ним и тогда ты уже точно не успеешь на автобус. Я так и сделала, но только я стала объяснять ситуацию, вдруг вижу откуда – то появился человек в талите и идет прямо по коридору по направлению ко мне. И у меня как – будто вспыхнула мысль, что вот так же наверное Машиах придет. Я оборвала себя на полуслове и говорю по пелефону, что «вот идет какой то мужчина в талите, может это рав Зильбер». Рав Зильбер , светлой памяти, видимо услышал последнюю мою фразу и спрашивает: «Вы ко мне? – если Вы рав Зильбер, то к вам» - отвечаю я. «Пойдемте,» - говорит рав Зильбер, и мы стали подниматься по лестнице.

Дома он предложил мне присесть, а сам зашел в другую комнату переодеться и вышел уже оттуда совершенно другим – земным человеком. Я, следуя наставлениям подруги, стала быстро тараторить: кто я, зачем и почему приехала к нему, в общем все по пунктикам, которые себе наметила.

«Рак рэга», - остановил меня рав Зильбер, «куда Вы так торопитесь?» «Как?» - удивилась я, «Ведь у вас мало времени…», «Да, это так, и тем не менее давайте поговорим спокойно. И мы с ним беседовали, я даже затрудняюсь сказать сколько: о моих детях и о его (он вспоминал какими они были маленькими, как власти лишили его родительских прав и многое другое), потом поговорили о моих проблемах, которые привели меня к нему и о его книгах, последнюю «Чтобы ты остался евреем» он предложил мне купить. Тут зашел следующий посетитель, он быстро записал мой телефон и адрес моей покойной сестры, т.к. предложил помочь в перенесении ее тела на святую землю, потому что она похоронена на русском кладбище, и я заметила какой у него красивый, аккуратный почерк, видимо сохранился со времен учительствования. (До сих пор жалею, что не попросила его автограф на книгу.)

В моих воспоминаниях он остался живым, энергичным человеком, хотя я знала что не задолго до моей встречи с ним он лежал в больнице. Кстати, у него дома произошел небольшой «нэс»: при покупке книги рав дал мне сдачи 50 шек., я положила их в кошелек, а когда быстро стала собираться, при появлении этого посетителя, схватив в охапку куртку и книгу, я наклонилась за сумкой (она стояла возле стула) – смотрю, возле моих ног лежат 50 шекелей, и я решила, что это я в спешке положила их мимо кошелька, т.к. пока я сидела в ожидании рава, никаких денег там не наблюдалось. В общем, поднимаю я эти 50 шекелей, рав Зильбер провожает меня до площадки и я вспоминаю, что ведь забыла для подруги попросить «браху» и передаю ее просьбу раву Зильберу. Он спрашивает как ее зовут, что у нее за проблемы и дает для нее «браху». Я благодарю и спускаюсь вниз по ступенькам, а рав Зильбер все еще стоит на площадке, провожая меня.

И тут меня «осеняет», что же это я для себя не попросила «браху», я поднимаю кверху голову и уже снизу говорю ему: « А для меня «браху»?» «А вы ее уже получили когда покупали мою книгу» - отвечает рав Зильбер. Я еще раз сердечно попрощалась с ним (не думала тогда, что навсегда), и стала складывать свои вещи: в сумку – книгу, деньги в кошелек… открываю его, а там лежат 50 шек. Ничего не понимаю, я точно помню какие деньги у меня были и купюра в 50 шекелей должна быть одна, та, что осталась от 100 шекелей за книгу. Я рванулась наверх, а потом как бы приостановилась, думаю, может это и есть «браха» от рава, ну нет: деньги – есть деньги, я постучалась в квартиру рава и говорю: «Я извиняюсь, но это Ваши деньги», «Нет, - говорит рав Зильбер, - это же я Вам дал сдачи», я открываю кошелек и показываю, что вот они мои 50 шек. Еще раз прощаюсь и ухожу. Кстати, после этого случая я несколько раз находила деньги. (Один Раз – 100 шек. Были завернуты в «хешбон» какого то магазина, на котором внизу было написано: «тода у-лехитраот» и этот свернутый комочек ветер принес прямо к моим ногам). Это наверное на меня действует «браха» цадика.

Вот так состоялась моя единственная и неповторимая встреча с равом Ицхаком Зильбером, светлой памяти. До сих пор скорблю, и конечно же не одна я, но и все евреи, как светские так и религиозные, которые хоть каким то образом соприкоснулись с этим удивительным человеком с нелегкой судьбой.

Еще раз приношу свои соболезнования родным и близким покойного рава Зильбера и благодарю за эту прекрасную идею – написания книги воспоминаний.


Хотя Лея и была не самой любимой — свою вторую жену, Рахель, Яаков любил сильнее — именно от Леи ведут свой род половина израильских колен, в том числе, колено Йеуды. И именно Лея похоронена рядом Яковом в Хевроне. Читать дальше