Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Можно ли в шаббат доехать до синагоги на трамвае?

Темы: Суббота, Яков Шуб

Отложить Отложено

Здравствуйте. Вопрос такой: можно ли в шаббат доехать до синагоги на трамвае с проездным, который заранее вшит в одежду? Понятно, что лучше не ездить и оставаться с пятницы у кого-то в гостях (в принципе, такой вариант есть, НО у меня проблема — не могу спать не в своей кровати и вообще в чужих домах плохо себя чувствую, неуютно — имеются в виду ночевка). Спасибо.

Отвечает рав Яков Шуб

Большое спасибо за Ваш вопрос. Для начала определим, какие проблемы могут возникнуть с поездкой на трамвае в Шаббат.

1. Связана ли поездка на трамвае с совершением каких-либо запрещенных в субботу работ?

2. Как решить проблему с оплатой проезда?

3. Является ли поездка на трамвае зилуса дэ-Шабса (будничным занятием, противоречащим святости Шаббата)?

Перейдем к рассмотрению данных вопросов.

1. Если при входе или выходе из трамвая необходимо нажимать какие-либо кнопки, либо срабатывают какие-либо электронные датчики, то поездка на трамвае запрещена. Когда впервые появились поезда, галахические авторитеты того времени упоминали еще одну проблему: расход топлива повышается в зависимости от количества людей, находящихся в поезде (Йегуда Яале 1:58, приводится в Беур Галаха 404). Но эта проблема была актуальна для пассажиров поездов того времени. Она актуальна для пассажиров сегодняшних автобусов, но с современными трамваями, которые работают на электричестве, такой проблемы нет. Если водитель трамвая нееврей и большинство пассажиров также неевреи, то запрещенные работы совершаются для них, а не для пассажира-еврея. В этом случае не должно быть проблем с запрещенными в Шаббат работами.

Если точно известно, что водитель трамвая еврей, то ехать в этом трамвае запрещено, т.к. вы используете результаты запрещённой в Шаббат работы, которую выполняет еврей. Если неизвестно, еврей водитель трамвая или нет, то в местности, где большинство жителей неевреи, не нужно опасаться, что он окажется евреем. Кроме того, если еврей один стоит на остановке или если только он один должен выходить, то трамвай останавливается только ради него. В этом случае также нельзя будет пользоваться «результатом остановки трамвая» (если только трамвай не останавливается на каждой остановке независимо от того, есть пассажиры или нет).

2. Запрещено переносить проездной билет в месте, где нет эйрува («смешения владений»), т.к. это является нарушением запрета оцоа. Поэтому желательно заранее договориться и оплатить проезд до либо после Шаббата. О Вашем предложении пришить проездной к одежде до Шаббата. В Шулхан Орухе упоминаются несколько примеров, когда различные предметы пришивали к одежде:

1) Зеленые круги (нечто вроде желтых звезд), которые местное правительство обязало евреев носить, разрешено было пришивать к одежде, чтобы ходить с ними в Шаббат. Поскольку евреи должны были носить их постоянно, круги считалась частью одежды (Рамо 301:23, Мишна Брура 301:83). Так что этот прецедент не может служить основанием разрешить пришить проездной перед Шаббатом.

2) Носовые платки, которые пришивали к рукаву одежды. Автор Маген Авраам говорит, что в данном случае это было разрешено, т.к. платок является сам по себе незначительной вещью. Поэтому он «аннулируется» и считается частью одежды. Этот прецедент также не может служить основанием для разрешения пришить проездной. Ведь проездной считается важной вещью. Мишна Брура (301:84, ШЦ 103) объясняет, что поскольку был обычай так носить платки, то даже если его пришивали только на Шаббат, платок считался частью одежды. Однако, говорит Мишна Брура, в месте, где обычно так не носят платки, пришивать его не имеет смысла, т.к. в этом случае он не считается частью одежды. Так что и тут нет аналогии с проездным — обычно его не пришивают к одежде.

Единственным патентом может быть: написать на проездном имя и номер телефона и пришить его к одежде на все время, чтобы таким образом он служил также отличительным знаком. Чтобы если одежда потеряется, ее можно было вернуть владельцу. В таком случае проездной «нужен» одежде и становится ее частью. Однако изначально желательно договориться об оплате до Шаббата, как было сказано выше.

3. На протяжении поколений крупнейшие галахические авторитеты занимались вопросом поездки на поезде в Шаббат. Среди них Хатам Софер, автор респонсов Пнэй Ицхак, автор респонсов Диврэй Шауль, автор респонсов Хелкас Яаков, автор респонсов Циц Элиэйзер. Все они единогласно утверждают: даже когда нет проблем с работами, запрещенными в субботу, или с переносом проездного билета, поездка на трамвае все равно будет запрещена. Причина: поездка на трамвае сама по себе является зилуса дэ-Шабса, т.е. пренебрежением святостью Шаббата. Один из примеров подобной ситуации можно найти в Геморе (Бейца 25б и Раши, там). Там сказано, что нельзя пользоваться в Шаббат катэдрой, специальными носилками, в которых слуги переносили важных персон. Причина запрета та же: это выглядит, как будничное занятие, т.е. демонстрирует в каком-то смысле пренебрежение к святости Шаббата. Соответственно, ездить на трамвае в Шаббат запрещено, это не может быть обычной практикой.

Теоретически возможны ситуации, когда в силу особых, исключительных обстоятельств можно разрешить поездку на трамвае. Однако ясно, что это вопрос сугубо индивидуальный, какое-то общее решение вынести невозможно. В Вашем случае следует обратиться к компетентному раввину, который знает Вас лично и сможет объективно оценить ситуацию. Т.е. определит, насколько необходимо для Вас находится в синагоге в Шаббат, учтет все обстоятельства, которые необходимо учесть, включая те, о которых Вы упоминаете (что Вам тяжело находится в гостях в Шаббат), и подобные им.

Пусть Вс-вышний поможет Вам в соблюдении законов и святости Шаббата.

С уважением, Яков Шуб

Читайте: День тотального запрета на настоящую жизнь?

Материалы по теме


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Ступень, на которую Тора может возвысить человека. Ваешев

«Оцарот»

Когда позорят и унижают человека — словно убивают его