Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
В последний месяц года мы должны каждый день подумать и вспомнить, что мы сделали не так, что нам нужно исправить

Четыре вставки в молитву Амида в десять дней раскаяния

В молитве Амида, начиная с арвита Рош а-Шана и до Йом Кипура, включая дни между ними, которые называются «десять дней раскаяния», в первое, второе, в предпоследнее и последнее благословения Амиды добавляют несколько вставок, как написано в молитвенниках:

В первом благословении: «И вспомни нас, чтобы мы жили, Царь, желающий жизни, и запиши нас в книгу жизни ради Тебя, Б-г живой».

Во втором: «Кто подобен Тебе, Отец милосердный, помнящий создания свои, чтобы они жили, с милосердием».

В предпоследнем: «И запиши на хорошую жизнь…»

В последнем: «В книге жизни, благословления, мира и заработка будем упомянуты и записаны…»

Я долго мучился, не понимал, что значит — «ради Тебя»? — «И вспомни нас, чтобы мы жили, Царь, желающий жизни, и запиши нас в книгу жизни ради Тебя, Б-г…»

Мы просим о своей жизни, для себя. Разве не так?

Я понял это, только когда приехал в Израиль в 1972 году, и нужно было купить квартиру. В России я старался не одалживать денег, так как не знал, как отдать, а тут пришлось. Пришлось взять ссуду в банке и еще занять у многих людей, я должен был в 30 частных касс.

Наступает Рош а-шана, мы молимся не только за себя, но и за всех евреев. Как я молюсь за других, другие молятся за меня. Я думаю так: я должен людям деньги, что они будут желать мне в молитве? Чтобы я долго жил, чтобы был здоров, смог заработать деньги и отдать им долги.

Наступает месяц элуль. Последний месяц в году, если говорить образно, паспорт был выписан на год в прошлый Рош а-шана, и срок его действия заканчивается. В последний месяц года мы должны каждый день подумать и вспомнить, что мы сделали не так, что нам нужно исправить.

Мы делаем тшуву, раскаиваемся в плохих делах перед Богом, обещаем сделать много добрых дел, тех, что не успели сделать в прошлом году — «вернуть долги», а если мы умрем, как мы сможем отдать долг? Ради Тебя, Бог, запиши нас в книгу жизни! Я прошу дать мне жизнь, чтобы я успел исправить, вернуть долги, перед Тобой совершить добрые дела.

«Вспомни нас, чтобы мы жили»… Но если Бог посмотрел на наши дела, все! не за что давать ему жизнь, поэтому дальше мы говорим: «Кто подобен Тебе, Отец милосердный, помнящий создания твои, чтобы они жили, с милосердием».

Кто еще, как ты, Отец милосердия, который может вспомнить свои творения и дать им жизнь не по закону, а по милосердию — дать то, что нам не полагается.

В конце молитвы мы просим записать нас уже не просто на «жизнь», а на «хорошую жизнь».

У Раши есть очень глубокий комментарий на молитву Амида Рош а-шана, я приведу очень сжато:

В первом благословении мы говорим: «Ты — Бог Великий, Могучий и Грозный… помнишь милосердие» … «вспомни нас на жизнь».

Бог проверял, смотрел, — нет основания дать ему жизнь.

Тогда мы просим по-другому и во втором благословении говорим: «Кто подобен Тебе, Отец милосердный, помнящий создания свои, чтобы они жили, с милосердием»: по закону не положено, только из милосердия можно получить жизнь.

Но если и это невозможно, почему мы так испортились, что даже из милосердия нельзя дать жизнь?

Очевидно, мы попали в такую среду, где все смеются над верующими, никто ничего не знает. Люди распустились и не верят в Бога.

Поэтому мы просим в молитве дальше: «Сделай так, чтобы Тебя боялись все Твои творения», и «все будут бояться Тебя и объединятся, чтобы выполнять Твою волю от всего сердца» — «власть в твоих руках», «отдай почет своему народу, славу тем, кто Тебя боится и хорошую надежду всем, кто Тебя ищет».

Ведь я помню, как часто смеялись над верующими, но настанет время, когда их будут хвалить. И чтобы «мог открыть рот тот, кто надеется на Тебя»!

И ведь Ты нам обещал, что придет время, и Бог будет царем всего мира — придет Машиах и все признают власть Бога. Почему так долго, Ты же обещал!?

«Ибо Ты — Бог истины, и Твое слово — истина, и существует на веки».

Когда это выполнится, мы исправимся и заслужим жизнь не только из милосердия, но и по закону!

Поэтому в конце молитвы мы уже просим не просто «жизнь», а «хорошую жизнь».


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваешев

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Все сыновья Яакова жили рядом с ним

Мидраш рассказывает. Недельная глава Микец 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Почему рассказ о Йосефе прервался рассказом о рождении сыновей Йеуды

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Родители не должны ставить никого из детей в привилегированное положение. Ваешев

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.

Почему Яаков погрузился в такой глубокий траур из-за Йосефа

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»